Профилактика домашнего насилия

Pdf – Бесплатные иконки: файлы и папки Воспитание без насилия

Pdf – Бесплатные иконки: файлы и папки Воспитание без наказаний

Pdf – Бесплатные иконки: файлы и папки Воспитание без насилия:поощрение и наказание

Профилактика домашнего насилия

К сожалению, проблема насилия в семье по-прежнему остается актуальной. Одна из существенных причин насилия в семье — трудовая незанятость: неработающими совершено более четверти «бытовых» преступлений. Десятая часть — имеющими судимость, почти треть — в состоянии алкогольного опьянения.
К лицам, совершающим насилие в семье, принимаются меры административно-принудительного и профилактического воздействия.
Как правило, привлечение к административной ответственности является эффективным инструментом воздействия к «семейным дебоширам», позволяющим предупредить наступление возможных тяжелых последствий их противоправного поведения.
Вместе с тем, данных мер воздействия не всегда бывает достаточно. Поэтому, для предупреждения совершения тяжких и особо тяжких преступлений против личности, по отношению к правонарушителям применяются меры по возбуждению в отношении них уголовных дел «превентивной» направленности.
Одной из эффективных и крайних мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, является направление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в лечебно-трудовые профилактории (далее — ЛТП) для прохождения курса медико-социальной реадаптации. 
Также по отношению к лицам, допускающим правонарушения в семье, активно применяется такой инструмент, предусмотренный Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон), как защитное предписание, устанавливающее гражданину, который совершает насилие в семье, ограничения на совершение определенных действий.
В соответствии со ст.31 Закона, защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП Республики Беларусь, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:
которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй ст.26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;
в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй ст.28 Закона.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, на срок от 3 до 30 суток запрещается:
предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
За невыполнение требований защитных предписаний по отношению к лицам, их несоблюдающим, возможно применение мер административного воздействия посредством составления протоколов об административном правонарушении по ст.23.4 и ч.2 9.1 КоАП Республики Беларусь.
Кроме того, во всех районных центрах области созданы и функционируют «кризисные комнаты» для жертв семейного насилия, в которых данные лица могут бесплатно находиться до 30 дней. За указанное время им оказывается весь спектр помощи, в том числе психологической, для преодоления негативных последствий оказанного на них противоправного воздействия. Получить информацию по вопросам помещения в «кризисную комнату»  можно у сотрудников ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска» по телефонам: 63-20-86, 63-20-00, МТС 8033 904-68-07.
Органами внутренних дел, в свою очередь, также проводятся мероприятия по информированию «жертв насилия» в семье о возможностях государственных органов по оказанию квалифицированной помощи, путем применения информированных согласий, которые в дальнейшем по подведомственности направляются в территориальные центры по социальной защите населения.
Если Вам стало известно о фактах семейного неблагополучия, если Ваши родные и близкие злоупотребляют спиртными напитками, устраивают конфликты в быту, создавая невыносимые условия совместного проживания, для проведения работы со стороны сотрудников милиции по устранению данных причин, просим незамедлительно сообщать об этом по телефонам: 511-22-07 (МТС), 324-24-89 (Вел), 33-97-02 (ГТС), 102, которые работают круглосуточно, либо лично обращаться в Октябрьский РОВД по адресу: г. Витебск, ул. Суворова, 30.
Также, для лиц, пострадавших от домашнего насилия, на постоянной основе действует общенациональная «горячая линия» (т.8-801-100-8-801), посредством которой можно бесплатно, анонимно получить консультацию по вопросам насилия в семье.

«Детство без насилия и жестокости»

Жестокость — это порождение злого ума u часто трусливого сердца.  
(Л. Ариосто)
          В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?
Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Виды насилия:
Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.
Психическое (эмоциональное) насилие — отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п
Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка.
          Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений. Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.
Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.
Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.
Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколение в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.
Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли нам, родителям, такая помощь???
Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
-страх;
— возмущение, протест;
— обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации
— разрушение «нравственных тормозов»;
— стремление к обману, изворотливость;
— потерю способности к здравому рассуждению;
— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
— агрессивное поведение;
— снижение самооценки;
— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.

Родителям – о насилии над ребенком

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.Психологическим насилием является:— отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;-оскорбление или унижение его человеческого достоинства;- угрозы в адрес ребенка;- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к             одиночеству;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих         возрасту         или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);- принижение его успехов, унижение его достоинства;-длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны             родителей;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;- похищение ребенка;-подвергание ребенка           аморальным влияниям;- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос),            злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;- ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;- запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;- брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;- устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.1. Никогда не применяйте угроз.Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.2. Никогда не унижайте детей.Сколько раз вы оскорбите малыша, столько раз вы нанесёте удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам             не        нравится.
Если вынуждать его давать обещания, он просто привыкнет с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.
Ребенок — не робот, а человек, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.
6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».
Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.
Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки».Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.
Ребенок — не раб, родитель — не господин.
Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.
Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!
Родители, пожалуйста, образумьтесь!
Учитесь владеть собой!
Профилактика жестокого обращения с детьми
 Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся:- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.·     Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;- безработица, постоянные финансовые трудности;- постоянные супружеские конфликты;- статус беженцев, вынужденных переселенцев;- низкий уровень культуры, образования;- негативные семейные традиции;- нежелательный ребенок;- умственные или физические недостатки ребенка;- «трудный» ребенок.К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.Помните, насилие — порождает насилие!Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!! Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.4 заповеди мудрого родителя:1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Помните, что ребёнок — это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Родители и дети. Насилие над детьми в семье

Всегда считалось что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. 

Виды насилия 
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. 

1 Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. 

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми: 
«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии. 
«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных. 

Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения. 
«Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные. 

2 Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
3 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. 

4 Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился . т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. 

                                             Отношение к насилию детей

Жестокое обращение с детьми является социальной проблемой, но не все это осознают. Исследование проведенное в 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов), в котором участвовало 1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних детей, свидетельствует о толерантности в отношении к телесным наказаниям. Оказалось, что каждый третий из опрошенных знает о случаях жестокого обращения с детьми, причем половина считает телесные наказания недопустимыми, треть респондентов полагает, что применять такие меры следует в зависимости от ситуации, а примерно один из десяти опрошенных считает, что бить детей можно. 

По данным опроса, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14%.С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяют в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считает их недопустимыми. 
В данном исследовании прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают как поступать со своими детьми. Почти 70% постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, только чуть более 14% конкретно представляют себе свои действия. 

Последствия 

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. 

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. 

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. 

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить.

Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. 

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. 
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.

Рекомендации психолога. Насилие над детьми в семье

Выделяют три вида насилия: физическое насилие, то есть нанесение телесных повреждений, увечий, вплоть до убийства; психологическое насилие, характеризуется в угрозах, унижениях, оскорблениях, чрезмерных требованиях, чрезмерной критике; сексуальное насилие, то есть принуждение к половым актам, различного рода сексуальным действиям. По отношению к детям и пожилым членам семьи выделяют четвертый вид насилия, который характеризуется отсутствием должного ухода и заботы по отношению либо к детям, либо к старикам. 
Семья – это то пространство, в котором случаев насилия, к сожалению, большего всего. Насилие к детям – самая тяжелая, самая страшная и влекущая наиболее тяжкие последствия форма насилия. И это понятно, поскольку детский возраст – это время, когда закладываются все основные характеристики личности, психики, здоровья. И как ребенок провел свое детство, от этого зависит, каким он будет дальше, что принесет он с собой во взрослую жизнь. Избиения, удары, бесконечные шлепки – все это деформирует психику, причем, эффект этот почти необратимый.

Формируется заведомо ущербная в психологическом значении личность, неготовая постоять за себя, всего боящаяся, уступающая, несамостоятельная, зависимая, которая легко может попасть под влияние кого угодно. Ее и запугивать не надо, она уже настроена на такой стиль поведения.

А может быть и по-другому. До какой-то поры ребенок терпит, копится обида, собственная ответная агрессия, которую он не может выплеснуть и, как только ребенок становиться постарше, как только начинает чувствовать уверенность в своих силах, он начинает давать отпор родителю по полной программе и другим людям заодно. Насилие по отношению к детям всегда несет эффект, направленный в будущее, когда выросшие дети будут продолжать насилие. 

Физическое насилие идет параллельно с психологическим, которое выражается в бесконечных унижениях, оскорблениях. Например, «ты ничего не можешь», «ты хуже всех», «кто ты такой, чтобы свое мнение иметь?», «мне плевать, что ты хочешь».

Считается, что пока ребенок станет личностью нужно время. Но ребенок с момента появления на свет – уже личность и заслуживает не меньшего уважения, не меньшей тактичности, чем взрослый человек, потому что все для него ранимо, все очень воспринимается. И хотя психологическое насилие с физическим не сравнить, ущерб от него не меньше. 
Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать: 

Первое: Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу. 

Второе: Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос. 

Третье: Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы. 

Четвертое: Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. Порой, даже в шутку, когда родители дурачатся, изображая драку, ребенок воспринимает это всерьез. Начинает плакать, у него теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди. 
Пятое: Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Шестое: Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!.

Телефоны «горячей линии» по вопросам предотвращения домашнего насилия:

  • Круглосуточная линия по фактам семейного неблагополучия и насилия в отношении детей: г. Минск (8-017) 372-73-87
  • Программа «Ла Страда»: помощь жертвам насилия: (8029) 645 31 65

На территории Республики Беларусь анонимно, ежедневно с 8:00 до 20:00 осуществляет работу бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801 (звонок только со стационарного телефона).

Информация о видах помощи жертвам домашнего насилия

Телефоны помощи:

  1. общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего

насилия: тел. 8-801-100-8-801 (линия предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье: пострадавших, свидетелей актов насилия в семье, а также тех. кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации. Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социачьную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Со стационарных телефонов звонок бесплатный).

  1. республиканская “Детская телефонная линия”: тел. 8-801-100-1611
  2. телефон доверия для детей и подростков: тел. 8 (017) 263-03-03
  3. телефон доверия г.Витебска (круглосуточно): тел. 8 (0212) 61-60-60
  4. телефон доверия УВД Витебского облисполкома: 8 (0212) 60-90-63
  5. ГУО «Социально педагогический центр г. Витебска», ул.Жесткова, 19, тел. 8 (0212) 64-75-37
  6. телефоны доверия по Витебской области центров здоровья молодежи (ЦЗМ):
  • ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника», г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой,18, тел. 8 (0214) 42-76-55;
  • ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника», г.Новополоцк, ул . Калинина,5, тел. 8 (0214) 51-90-90, моб.тел. +375 (29) 594-52-76;
  • Витебский ЦЗМ, г.Витебск, ул. Чкалова, 14В, тел. 8 (0212) 57-24-71, справка 8 (0212) 57-78-79;
  • ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника №1, г.Орша, ул. Пионерская, д.15, тел. 8 (0216) 51-17-21.

Кризисные комнаты (г. Витебск):

  1. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения

Первомайского района г.Витебска». Адрес: ул. 1-я Пролетарская, д.20, каб.16, тел. 37-04-32. Телефон «Доверие»: 37-20-17;                            

8 (033) 903-14-95.

  1. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, ул. Космонавтов, 5а. Телефон доверия 67-92-83 Тел. 67-91-06;
  2. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, Смоленская,9. Телефон «Доверие»: 63-20-00, +375 (33) 904-68-07.
  3. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Витебского района г. Витебска». Адрес: г. Витебск, Комсомольская, 16. Телефон доверия: 69-04-77; 8-029-751-93-90 (МТС); в ночное время — 8-029751-93-90 (МТС).

Справочно:

«Кризисная комната» — специально оборудованное помещение для временного пребывания граждан, в котором созданы все необходимые условия для безопасного проживания.

В «кризисную комнату» могут быть помещены граждане следующих категорий:

  • жертвы торговли людьми.
  • лица, пострадавшие от насилия.
  • лица, пострадавшие от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  • лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.