Информация о замещающих формах устройства

ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

Усыновление

Усыновление — это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как своего, родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и их детьми.

 Если Вы хотите стать усыновителем:

Шаг 1. Пройдите медицинское обследование и получите в поликлинике по месту жительства медицинскую справку о состоянии здоровья.

По месту работы получите справку о занимаемой должности и справку о заработной плате за предшествующий усыновлению год.

С паспортом и вышеуказанными документами обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни усыновителя (усыновителей), (далее — акт обследования) (с адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы может ознакомиться здесь).

Если Вы состоите в браке, то при обращении в управление (отдел) образования, возьмите с собой также свидетельство о браке. Специалисты управления (отдела) образования сделают копию свидетельства о браке и заверят ее.

Шаг 2. По направлению управления (отдела) образования пройдите психологическую диагностику и подготовку к усыновлению в местном социально-педагогическом центре или в иной уполномоченной организации.

В процессе бесед, занятий под руководством социальных педагогов, педагогов-психологов (специалистов по семейному устройству) Вы обсудите вопросы, касающиеся ожиданий от усыновления, причин, по которым данные ожидания могут не сбыться, возможностей и проблем адаптации ребенка в семье, вопрос тайны усыновления: зачем, когда и как говорить ребенку об усыновлении. Психолого-педагогическая подготовка к усыновлению потребует от Вас умения находить ответы на вопросы, связанные с процессом необычного родительства – усыновления и воспитания в своей семье ребенка, имеющего собственную историю жизни. Для этого полезно будет изучить литературу, рекомендованную специалистами по семейному устройству, почитать материалы родительских форумов в интернете (сайты ребенок.бай, семейство.бай и многие другие).

По окончании занятий Вы получите документ, в котором будут отражены результаты психологической диагностики и подготовки к усыновлению, а именно: 
а) взаимоотношения в семье (супружеские взаимоотношения);
б)личные особенности;
в)родительские установки;
г) мотивы усыновления.

В результатах психологической диагностики будет указано, готовы ли Вы с психолого-педагогической точки зрения к усыновлению, либо Вам по каким-либо причинам следует отложить вопрос усыновления на более поздний срок или вовсе воздержаться от усыновления ребенка.

Пока Вы заняты прохождением психологической диагностики и подготовки к усыновлению, управление (отдел) образования по месту Вашего жительства (в свою очередь) запросит у компетентных органов сведения, которые помогут с точностью определить Вашу правоспособность к усыновлению, отсутствие у Вас правовых противопоказаний к усыновлению, предусмотренных статьей 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Специалисты управления (отдела) образования посетят Вас по месту жительства, изучат условия, в которых Вы проживаете, уклад жизни, традиции, взаимоотношения в Вашей семье, оценят готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить жизненные потребности усыновляемого ребенка.

Результатом всестороннего изучения Вашей семьи и Ваших личных качеств станет заключение, отраженное в акте обследования, в котором будет указано, готовы ли Вы к выполнению обязанностей усыновителей по воспитанию и материальному содержанию ребенка (детей).

Шаг 3. Получив положительное заключение о готовности к усыновлению, приступайте к поиску кандидатуры ребенка для усыновления.

Анкетные (краткие) сведения о детях, подлежащих усыновлению, Вам предложат в управлении (отделе) образования по месту жительства. Допуск к Республиканскому банку данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вы можете получить в Национальном центре усыновления, предъявив положительное заключение о готовности к усыновлению и документы, это подтверждающие.

Если в процессе знакомства со сведениями о детях, подлежащих усыновлению, Вас заинтересует конкретный ребенок, Вы можете познакомиться с ним, получив направление для знакомства, которое действительно 15 дней с момента выдачи. С этим направлением посетите интернатное учреждение или временную приемную семью, где находится ребенок, познакомьтесь с ним, в ходе нескольких встреч установите контакт. В беседах со специалистами, которые заботятся о ребенке в учреждении или временной приемной семье, поинтересуйтесь более подробной информацией о ребенке: узнайте, по каким причинам и как долго он не живет в родной семье; какие особые потребности имеет; какова актуальная информация о состоянии здоровья ребенка (данные последнего медицинского осмотра); где находятся его родные (братья, сестры, другие родственники, поддерживающие связь с ребенком); какие интересы имеет ребенок и какими способностями, склонностями и талантами обладает; каков его характер, личные качества и многое другое.

Шаг 4. Если Вы установили контакт с ребенком, а информация, полученная Вами в ходе встреч с ним и бесед со специалистами убеждает Вас в стремлении стать родителем этого ребенка, — сообщите о желании усыновить ребенка специалистам, выдавшим Вам направление на знакомство с ребенком.

Если Вы не готовы усыновить именно этого ребенка, — тепло попрощайтесь с ним, пожелайте ему скорее найти семью, и сообщите специалистам, что Вы намерены продолжать поиск кандидатур детей для усыновления. Отказ от усыновления одного ребенка не является препятствием для получения направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 5. Приняв решение об усыновлении ребенка, обратитесь в суд с заявлением об усыновлении. Вы имеете право выбрать и обратиться в суд по месту Вашего жительства либо по месту нахождения ребенка.

К заявлению об усыновлении ребенка Вы прилагаете все собранные документы, свидетельствующие о Вашей правоспособности к усыновлению.

За рассмотрение судом заявления об усыновлении оплатите государственную пошлину в размере 2-х базовых величин (размер указан по состоянию на 01.03.2013).

Суд направит запрос опекуну ребенка (с просьбой о представлении документов ребенка), а также в управление (отдел) образования по месту нахождения ребенка (с просьбой о предоставлении заключения о соответствии усыновления интересам ребенка).

Если усыновляемый ребенок старше 10 лет, орган опеки и суд должны будут получить согласие ребенка на усыновление.

Судебное заседание должно быть назначено не позднее, чем в 15-дневный срок со дня подачи Вами в суд заявления об усыновлении.

Дело об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя управления (отдела) образования, прокурора.

В процессе судебного заседания суд детально проанализирует мотивы усыновления, Вашу правоспособность к усыновлению, готовность к воспитанию ребенка с особенной судьбой. Будьте готовы ответить на все вопросы суда.

По истечении 15 календарных дней решение суда вступит в законную силу. Копия решения суда будет выдана Вам на руки.

Шаг 6. Забрать ребенка из учреждения или временной приемной семьи Вы сможете на основании копии решения суда об усыновлении.

В отделе ЗАГС зарегистрируйте усыновление и получите новое свидетельство о рождении ребенка, где Вы и Ваш супруг будут указаны в качестве родителей.

Не забудьте зарегистрировать усыновленного ребенка по месту Вашего жительства.

После представления Вами документов, подтверждающих регистрацию ребенка по месту Вашего жительства (копия лицевого счета или справка о месте жительства и составе семьи), копии нового свидетельства о рождении ребенка, копии решения суда об усыновлении, управление (отдел) образования по месту Вашего жительства оформляет личное дело усыновленного ребенка. На основании Вашего заявления и указанных выше документов управление (отдел) образования так же решает вопрос о назначении ежемесячных денежных выплат на содержание усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Психологическую помощь, поддержку, социально-педагогическое сопровождение семьи в процессе воспитания ребенка можно получить в местном социально-педагогическом центре, а так же в управлении (отделе) образования по месту Вашего жительства. Поддержку специалистов Национального центра усыновления Вы можете получить посредством сайта http://nacedu.by/, а также по контактным телефонам Национального центра усыновления.

Управление (отдел) образования по месту Вашего жительства в течение первых трех лет после усыновления контролирует условия жизни и воспитания ребенка в Вашей семье: посещает ребенка на дому, изучает условия жизни ребенка в Вашей семье, что фиксируется в акте обследования условий жизни усыновленного ребенка.

Опека

Опека и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: более 10 тысяч детей живут под опекой и попечительством.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,
не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя;
не лишавшийся судом родительских прав;
не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном:

Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:
-заявление;
-паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
-автобиографию;
-одну фотографию размером 30 х 40 мм;
— медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;
-свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
-письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.
(С адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь).

Шаг 2. В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3. Есть несколько возможностей познакомиться с ребенком, которого Вы можете принять под опеку.

Вариант 1. В силу обстоятельств Вам известно, что ребенок нуждается в опеке. К примеру, по соседству жила семья, где умерла мама ребенка, а отец находится в тюрьме. Вы лично знакомы с ребенком, и решили помочь ему в жизни, приняв в свою семью под опеку. Сейчас ребенок живет в детдоме, и Вы переживаете за его будущее. Чтобы наладить контакт с известным вам ребенком, ближе познакомиться с ним, — получите направление на знакомство с ребенком в управлении (отделе) образования по Вашему месту жительства (если ребенок проживает в одном районе с Вами). Если ребенок проживает в ином районе, с подготовленными документами, свидетельствующими о Вашей правоспособности быть опекуном, обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства ребенка за направлением на знакомство с ребенком.

Вариант 2. Вы увидели видеосюжет о ребенке в телевизионной программе, нацеленной на поиск семей для детей-сирот, или увидели фото ребенка на портале DADOMU.BY. В этом случае познакомиться с ребенком Вы сможете, получив направление на знакомство в управлении (отделе) образования по месту жительства ребенка.

Вариант 3. Вы можете обратиться в управление (отдел) образования по месту Вашего жительства с просьбой подобрать кандидатуру ребенка для приема под опеку. Вам будут предоставлены сведения о детях, нуждающихся в таком виде семейного воспитания и проживающих в том же районе, где проживаете и Вы. В этом случае познакомиться с ребенком Вы сможете по направлению на знакомство в управлении (отделе) образования по Вашему месту жительства.

Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, состоянием его здоровья и особыми потребностями, другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.Если знакомство с ребенком прошло успешно, в ходе неоднократных посещений между Вами и ребенком установились и укрепились хорошие взаимоотношения и ребенок не против, чтобы жить в Вашей семье, — Вам следует обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком. Помните, что для приема под опеку детей, достигших 10 лет, обязательно их письменное согласие.

Шаг 5.С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна, попечителя. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Положение ребенка в Вашей семье будет изучаться и контролироваться социально-педагогической службой учреждения образования, которое будет посещать ребенок (детсад, школа, лицей), а также специалистами управления (отдела) образования по месту жительства Вашей семьи. Помощь в вопросах воспитания ребенка, защиты его прав и законных интересов Вы сможете без промедления получить в социально-педагогическом учреждении и управлении (отделе) образования по месту жительства Вашей семьи.

На содержание подопечного опекун, попечитель получают ежемесячные денежные выплаты, ежегодный отчет об использовании которых представляет в управление (отдел) образования.

Приемная семья, детский дом семейного типа

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

  • реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
  • общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироваться в обществе;
  • быть усыновленными (при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:

Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

сведения о доходе за предшествующий год.

(С адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь).

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.

Патронатное воспитание

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем (с адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь). При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2. Управление (отдел) образования сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел,  суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в управление (отдел) образования, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка. Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 4. Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание — это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка — найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, — сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы — патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:
заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;
совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;
нарушения прав и законных интересов ребенка;
самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания

  • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.
  • Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.
  • Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.

Минусы патронатного воспитания

  • Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).
  • Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.
  • Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.

Усыновление является наиболее предпочтительной формой семейного устройства. Это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Усыновителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями;
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть усыновителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого ребенка.

Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой), а также по иным причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена (увеличена).

Опека и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить, при необходимости, права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению несовершеннолетнего с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка.  Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный должны проживать совместно.

    Опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;
  • лиц, лишенных судом родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Приемная семья образуется на основании решения администрации о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых отделом образования, спорта и туризма.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет отдел образования спорта и туризма.

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

 Для детей, утративших родные семьи,  помещение в приемные семьи – это возможность:

 — реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
— не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;
— жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
— общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам;
— успешнее социализироваться в обществе;
— быть усыновленными (при наличии правового статуса);
— получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

 Приемными родителями, могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

        Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 На должность приемных родителей назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов. Приемные родители обязаны проживать совместно с переданными им на воспитание детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Приемные родители на безвозмездной основе осуществляют права и выполняют обязанности опекуна, попечителя в полном объеме.


Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Патронатный воспитатель может:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

АЛГОРИТМ установления опеки над ребенком

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

 Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

 Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует  интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

 — не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

— не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 г. № 108);

— не лишавшийся судом родительских прав;

— не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 

— не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя  за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1.

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;

автобиографию кандидата в опекуны;

медицинские справки о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;

одну фотографию размером 30 х 40 мм;

свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства);

письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие);

письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь (в случае установления международной опеки в отношении ребенка иностранца).

Шаг 2.

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3.

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5.

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

Алгоритм принятия ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются  Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. № 1678 и от 28.02.2006 г. № 289 соответственно.

Для детей, утративших родные семьи,  помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

— реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

— не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;

— жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

— общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

— успешнее социализироваться в обществе;

— быть усыновленными (при наличии правового статуса);

— получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.

 Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

 Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации  родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

 Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

Если Вы хотите стать  приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

Шаг 1.

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

— заявление.

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

— свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

— медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

— письменные согласия совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);

— сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. 

Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3

Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели  ДДСТ проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересовприемных детей (далее — обучающие курсы). Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Шаг 4.

Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

Шаг 5.

Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района .

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует,  управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 6.

После выненсения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Алгоритм приема ребенка в патронатную семью

   Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период  пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

     1. Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:

лиц, лишенных родительских прав;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85<sup>1</sup> Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;

лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в абзацах втором-восьмом настоящего пункта.

      2.  Как стать патронатным воспитателем

1-й шаг —  Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам  необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту  жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

2-й шаг – Управление (отдел) образования запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел,  суд,  учреждение здравоохранения), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

3-й шаг — На основании акта и полученных о Вас сведений  управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и  выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.

4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в ближайший  детский дом, приют, школу-интернат) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.

5-й шаг — Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует  предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание  — это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка —  найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком, и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении  администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы  — патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности.

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;

совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;

нарушения прав и законных интересов ребенка;

самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семьеВам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями  жизни ребенка в Вашей семье.

9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком  Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую  помощь.

С текстом Положения о патронатном воспитании, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  28.06.2012 г. № 596 Вы можете познакомиться на нашем сайте по ссылке http://nacedu.by/assets/files/596-2014.pdf

Полную информацию о возможностях стать усыновителем, опекуном  (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, можно  получить в кабинете 424 отдела по образованию администрации  Октябрьского района г.Витебска. 
Прием граждан каждую пятницу с 11.00 до 20.00 часов (с 13.00 до 14.00  обед) осуществляет главный специалист отдела Галян Ирина Петровна.
Контактный телефон +375 (212) 37 96 86.