1.Настоящий стандарт учреждения образования разработан на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного
постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 19 сентября 2022 г. № 322.
2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Витебска» (далее – учреждение образования, школа) обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3. Учреждение образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.
4.Учреждение образования:
4.1. реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
4.2. имеет право осуществлять приносящую доход деятельность;
4.3. участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
4.4. размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадровом составе педагогических работников (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);
4.5. проверять подлинность документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
4.6. быть членом ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
4.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
5. Учреждение образования обеспечивает:
качество образования;
подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и
воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
разработку правил внутреннего распорядка для педагогических и других работников учреждения;
создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
моральное стимулирование учащихся, моральную и материальную поддержку педагогических иных работников учреждения;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания при необходимости учащихся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатом о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами учреждения образования, содержащих права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
разработку с участием органа самоуправления, в состав которого входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности обучающихся;
содействие уполномоченным государственным органам и иным организациям в осуществлении контроля за качеством образования.
6. Локальные правовые акты учреждения образования не противоречат ее уставу и актам законодательства.
7. В учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная противоречащая закону деятельность религиозных организаций.
8.Не допускается использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся.
9. При реализации экспериментально-инновационного проекта обеспечиваются права и законные интересы участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
10. В учреждении образования созданы условия для организации образовательного процесса: учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническая база.
11. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждении образования предусматривают:
укомплектованность педагогическими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
наличие должностных инструкций для педагогических, и иных работников;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
проведение аттестации педагогических кадров.
12. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:
освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;
создание условий для активизации самостоятельной образовательной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, в том числе в проектной, исследовательской деятельности и других видах социально-значимой деятельности;
эффективное использование в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;
внедрение электронных сервисов, используемых:
педагогами при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебной, исследовательской и проектной деятельности;
законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.
13. Учреждение образования располагает:
помещениями, кабинетами, мастерскими, площадками, снабженными мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса; помещениями для занятий физической культурой и спортом; помещением медицинского назначения; помещением для организации питания учащихся, педагогических и других работников учреждения, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
предъявляемыми к содержанию и эксплуатации образовательных
учреждений;
иное имущество в соответствии с санитарно-
эпидемиологическими требованиями.
14. Учреждение образования соблюдает требования законодательных актов по: санитарно-гигиеническому обеспечению;
пожарной безопасности; организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования; установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.
15. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально- технической базы учреждения образования.
16. Педагогические работники учреждения образования в соответствии с законодательными актами имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
обеспечение условий для охраны жизни и здоровья при проведении образовательного и воспитательного процессов;
творческая инициатива, свобода выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебно- методических изданий и средств обучения и воспитания;
участие в актуализации, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе
образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и
методической литературы;
17. Педагогические работники учреждения образования обязаны:
участвовать в реализации государственной политики в области образования;
организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения обучающихся, их законных представителей, коллег;
добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно повышать свой профессионализм;
формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
быть честными, искренними, справедливыми и открытыми в общении;
проявлять доброжелательность, вежливость и такт, не допускать конфликтов во взаимоотношениях;
в рамках законодательства сохранять в тайне лично доверенную информацию;
способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе;
соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
соответствовать статусу педагогического работника по внешнему виду, поведению, культуре общения.
18 Педагогические работники учреждения образования не имеют права оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям и темам, включая помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
19. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.
20. Учащиеся учреждения образования имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утверждаемым постановлением Министерства образования Республики Беларусь.
Культура общения должна соответствовать статусу педагогического работника.
21. Учащиеся учреждения образования обязаны:
проявлять вежливость и доброжелательность в общении с преподавателями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;
добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;
уважительно относиться к членам своей семьи, преподавателям, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
придерживаться делового стиля одежды. Это строгий, сдержанный стиль одежды, который может включать общие (одинаковые) элементы школьной одежды с размещением одного из элементов эмблемы учреждения общего среднего образования (куртка, жилет, сарафан, платье). Для мальчиков (юношей) деловой стиль одежды может включать куртку, жилет, брюки, рубашку с короткими и длинными рукавами, водолазку, галстук.
Для девочек (девушек) — куртку, жилет, юбку, брюки, блузку с короткими и длинными рукавами, водолазку, сарафан, платье. В зимнее время деловой стиль одежды может включать трикотажный свитер;
выполнять требования учителей и родителей по использованию средств связи и видеозаписи, интернет-общения, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве.
С 1 сентября 2025 года вводятся ограничения на использование учащимися мобильных телефонов не только во время занятий, но и на весь период их пребывания в учреждении образования. Соответствующие требования предусмотрены Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (постановление Министерства образования от 03.08.2022 № 227 в редакции от 30.07.2025 № 136).
В учреждении образования определены:
места хранения мобильных телефонов учащихся;
установлен порядок сдачи учащимися мобильных телефонов до начала занятий и порядок выдачи мобильных телефонов после окончания занятий;
определены ответственные за реализацию установленного порядка сдачи (выдачи) мобильных телефонов.
Ограничения по использованию мобильных телефонов не распространяются на учащихся, имеющих соответствующие медицинские показания для жизнеобеспечения.
22.Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении учащихся Учреждения определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
23.Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования имеют право:
знакомиться со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;
получать информацию о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
24.Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования обязаны:
обеспечивать условия для обучения и развития обучающихся;
создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка учащихся;
не допускать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с педагогами и другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;
поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;
способствовать созданию позитивных отношений в ученическом коллективе и родительской общественности;
соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса; подавать положительный пример своему ребенку своим внешним видом, поведением, культурой общения.