ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом объединении
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности учебно-методических объединений в сфере общего среднего образования (далее, если не установлено иное, – УМО).
1.2. УМО осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства.
1.3. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства Республики Беларусь, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами учреждения образования, приказами и распоряжениями его руководителя.
1.4. Координатором УМО является методический совет.
2.Цели и задачи учебно – методического объединения:
Для выполнения функций, установленных пунктом 4 статьи 164 и пунктом 4 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании, УМО:
анализирует содержание, участвует в разработке учебно-программной документации учреждения образования, вносит предложения по их совершенствованию;
анализирует учебно-методическую документацию по профилям образования, направленностям образования, рекомендует их к внедрению в практику работы учреждений образования;
изучает, обобщает и распространяет эффективный опыт реализации образовательных программ общего среднего образования;
разрабатывает рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, организует обмен опытом между учреждениями образования, педагогическими работниками учреждения образования;
участвует в планировании, организации и проведении организационно-методических, образовательных мероприятий в сфере общего среднего образования;
обеспечивает потребности педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности педагога;
Учебно — методическое объединение создается для решения определенных задач, возложенных на учреждение образования:
обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;
создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
обобщение эффективного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы учреждения образования;
принимает иные меры, необходимые для выполнения функций УМО.
3. Содержание и основные формы деятельности учебно — методического объединения
3.1. В содержание деятельности учебно — методического объединения входят:
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
анализ авторских программ и методик учителей (при аттестации на квалификационную категорию «учитель-методист»);
проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;
организация взаимопосещений учебных занятий;
обобщение и распространение эффективного опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей по различным предметам;
организация работы по накоплению дидактического материала по предмету;
ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;
проведение творческих отчетов по профессиональному самообразованию учителей, работе в рамках повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
организация и проведение предметных недель (декад) в учреждении образования;
работа по реализации творческого потенциала учителей.
3.2. Основными формами работы учебно — методического объединения являются:
заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;
творческие отчеты учителей;
открытые учебные занятия и внеклассные мероприятия;
лекции, доклады, сообщения и дискуссии по использованию методик обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
предметные недели (декады);
взаимопосещение учебных занятий.
4. Деятельностью УМО руководит председатель. УМО выбирает из своего состава секретаря сроком на один учебный год.
Председатель УМО:
определяет направления деятельности УМО, разрабатывает план работы УМО на учебный год, организует его обсуждение на заседании УМО;
представляет план работы УМО на учебный год на согласование методическому совету учреждения образования и на утверждение руководителю учреждения образования;
организует и проводит заседания УМО;
осуществляет систематический контроль выполнения принятых решений, анализирует их выполнение, результаты выносит на очередное заседание.
Секретарь УМО:
обеспечивает подготовку заседаний УМО и организационно-техническое сопровождение его деятельности;
ведет протоколы заседаний УМО;
готовит отчеты о работе УМО за учебный год.
Члены УМО:
анализируют поступающие предложения организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение, по вопросам, относящимся к компетенции УМО;
участвуют в обсуждении вопросов, рассматриваемых на УМО, вносят по ним предложения, выполняют принятые решения;
обеспечивают своевременную подготовку материалов к очередному заседанию УМО.
5. Права и обязанности учебно — методического объединения
5.1. Учебно — методическое объединение имеет право:
выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса в школе;
ставить вопрос о публикации материалов об эффективном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной и инновационной, научно-исследовательской деятельности;
рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства.
5.2. Каждый участник учебно — методического объединения обязан:
участвовать в заседаниях методического объединения;
стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
знать тенденции развития методики преподавания предмета;
владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;
активно участвовать в разработке открытых мероприятий (учебных занятий, внеурочных мероприятий по предмету и др.).
6. Заседания УМО проводятся в соответствии с планом работы УМО на учебный год, не реже одного раза в четверть или по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции УМО.
Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов УМО, участвующих в его заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя УМО.
7. Решения УМО носят рекомендательный характер. Заседания УМО оформляются протоколами.
8. Документация учебно — методического объединения
К документации методического объединения относятся:
приказ директора учреждения образования об организации методической работы;
положение об учебно — методическом объединении;
банк данных об учителях, входящих в учебно — методическое объединение;
план работы учебно — методического объединения в новом учебном году, состоящий из разделов:
Раздел I. Анализ работы учебно — методического объединения за прошедший учебный год с указанием:
степени выполнения плана работы учебно — методического объединения;
оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);
анализа проведения открытых учебных занятий;
итогов взаимопосещения учебных занятий;
состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, сохранению и развитию;
причин неудач в работе учебно — методического объединения и отдельных педагогов (если таковые имелись);
другое.
Раздел II. План проведения предметных недель.
Раздел III. Сведения о темах самообразования педагогов, входящих в УМО.
Раздел IV. График проведения открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий по предмету учителями УМО.
Раздел V. План повышения квалификации педагогов УМО (перспективный план и график повышения квалификации на текущий год).
Раздел VI. План проведения заседаний УМО. Протоколы заседаний УМО и материалы к ним.
9. Анализ деятельности УМО заслушивается на заседании методического совета школы в конце учебного года.
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол №1 от 31.08.2024