Исследовательские и творческие проекты

В 2025-2026 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа №22 г.Витебска» будет реализовываться

ТВОРЧЕСКИЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) ПРОЕКТ
«ВНЕДРЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРУЕМОЙ МОДЕЛИ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА»
(Сроки реализации: 2025-2028 гг.)

Консультант проекта:
Бельчанкова Ольга Александровна, методист центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической, информационно-аналитической работы и дополнительного образования детей и молодежи ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»

Разработчик проекта:
Федуро Ольга Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа №22 г.Витебска»

Актуальность областного творческого (исследовательского) проекта:
В современных условиях вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают особое значение. «Патриотизму, – отметил А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании, – нельзя научить. Можно только показать пример
своей искренней любовью к родной земле, гордостью достижениями своего народа, бережным отношением к историческому наследию, уважением традиций и ценностей многих поколений белорусов, конкретными делами во благо страны». В новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании зафиксировано усиление воспитательной составляющей образования, а к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесены формирование патриотизма, гражданственности. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. В связи с этим, в настоящее время приобретают актуальность использование различных методов и форм организации процесса патриотического воспитания. Активную гражданскую позицию у учащихся целесообразно формировать через активную деятельность.

И здесь особая роль отводится школьному музейному пространству, которое призвано комплексно решать вопросы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в музейном деле, учащиеся приобретают уважение к прошлому, учатся бережно относиться к реликвиям, они сознают необходимость сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Программа занятий в музейном образовательном пространстве школы предполагает организацию деятельности обучающихся от простого ознакомления с историей отдельных экспонатов, к самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занимаясь в музейном пространстве школы, учащиеся лучше узнают историю страны и родного города. Занятия создадут условия
для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности; будут способствовать формированию социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; помогут школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Не вызывает сомнения тот факт, что музей и его различного рода экспозиции обладают мощным информационным и ценностным потенциалом гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе, именно здесь учащийся знакомиться с историей своей школы и страны.
Школьные музейные экспозиции — одно из действенных средств формирования у учащихся научных интересов, гражданско- патриотического воспитания, профессиональных склонностей и
навыков общественно полезной деятельности. Одной из основных задач работы музея является создание условий для развития системы патриотического воспитания и обучения школьников средствами музейной педагогики. Первоочередной задачей любого музея является поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера — руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе. Главным методом образовательной деятельности музея остается экскурсионный метод. У многих современных ребят, особенно в подростковом возрасте, присутствует потребность в успешной самореализации и работа в школьном музее в качестве экскурсоводов благоприятствует развитию коммуникативных и в то же время лидерских качеств детей. Роль музея в воспитании школьников неоценима. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Школа уверенно идет в будущее, живет и развивается. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Цель проекта:
Воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности через эффективное использование потенциала школьного музейного пространства.


Задачи проекта:

  • создать условия для формирования активной гражданской
    позиции и социально значимых качеств личности учащихся
    (самостоятельность, ответственность, социальная активность,
    инициативность, организованность, коммуникабельность);
  • способствовать выявлению и подготовке инициативной,
    самостоятельной, ответственной и творческой личности, развитию
    лидерских качеств;
  • активизировать интерес учащихся к вопросам патриотизма и
    любви к Родине;
  • способствовать развитию групповой, коллективной и
    индивидуальной деятельности, которая вовлекает учащихся в
    общественные отношения;
  • пробудить (повысить) интерес у учащихся к поисковой,
    исследовательской, экскурсионной и проектной деятельности;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и
    своей причастности к ним посредством общения с музейными
    предметами, расширять возможности урочной деятельности и
    воспитательных мероприятий.

Теоретическое обоснование областного творческого (исследовательского) проекта
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Приобщение к истории родной страны может происходить через изучение, эмоциональное переживанием, «прикосновение» к «отражениям» предыдущих эпох: историческим документам, фотографиям, артефактам. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. В 2024-2025 учебном году руководством школы принято решение совместными усилиями учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона «Песковатик» по созданию школьной музейной комнаты «Единой памяти верны». Данная комната должна стать центром культурно-образовательной деятельности школьников в условиях музейной среды. Ее функционирование будет направлено на развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, на поддержку их творческих способностей, на формирование интереса к отечественной истории, культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций будет способствовать заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся
смогут овладевать различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий — основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах учащиеся получат более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе. Школьное музейное пространство — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа — своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать своих лидеров и аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за принятые поступки и решения.

Участие в данной работе позволит репетировать социальные роли, у ученика возникнет
возможность выступать попеременно и в роли ведущего, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, будет направлена на привитие участникам навыков управленческой деятельности и чувство сопричастности к происходящим событиям. Школьная музейная комната будет является центром гражданско-патриотического воспитания не только нашей школы. Ее деятельность будет выходить за рамки школьной жизни и обретет новое качество — стать культурным центром школы. Перспективы развития музейной комнаты обусловлены интересом к краеведческой деятельности учащихся и это — позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для становления гражданско-патриотического воспитания в школе. Школьная музейная комната интегрирована в учебно-воспитательный процесс через свои формы деятельности, связанная с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием, включена в жизнь местного сообщества. Учащийся, который будет знать историю своего района, города, края, быта своих предков, памятников архитектуры никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Поэтому, бесспорно, деятельность школьной музейной комнаты — один из наиболее действенных методов в процессе становления гражданина.