ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

1.Настоящий стандарт учреждения образования разработан на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного
постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 19 сентября 2022 г. № 322.

2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Витебска» (далее – учреждение образования, школа) обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3. Учреждение образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.

4.Учреждение образования:
4.1. реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
4.2. имеет право осуществлять приносящую доход деятельность;
4.3. участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
4.4. размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадровом составе педагогических работников (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);

    4.5. проверять подлинность документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
    4.6. быть членом ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
    4.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
    5. Учреждение образования обеспечивает:

    качество образования;

    подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

    соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;


    создание безопасных условий при организации образовательного и
    воспитательного процессов;


    разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

    разработку правил внутреннего распорядка для педагогических и других работников учреждения;


    создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);


    моральное стимулирование учащихся, моральную и материальную поддержку педагогических иных работников учреждения;


    меры социальной защиты учащихся;


    создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания при необходимости учащихся;


    участие в формировании контрольных цифр приема;


    ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатом о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами учреждения образования, содержащих права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

    разработку с участием органа самоуправления, в состав которого входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности обучающихся;

    содействие уполномоченным государственным органам и иным организациям в осуществлении контроля за качеством образования.


    6. Локальные правовые акты учреждения образования не противоречат ее уставу и актам законодательства.
    7. В учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная противоречащая закону деятельность религиозных организаций.

    8.Не допускается использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся.
    9. При реализации экспериментально-инновационного проекта обеспечиваются права и законные интересы участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.

    10. В учреждении образования созданы условия для организации образовательного процесса: учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническая база.
    11. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждении образования предусматривают:

    укомплектованность педагогическими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;

    наличие должностных инструкций для педагогических, и иных работников;

    обеспечение повышения квалификации педагогических работников;

    проведение аттестации педагогических кадров.


    12. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:


    освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;


    создание условий для активизации самостоятельной образовательной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, в том числе в проектной, исследовательской деятельности и других видах социально-значимой деятельности;

      эффективное использование в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;


      внедрение электронных сервисов, используемых:

      педагогами при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;


      учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебной, исследовательской и проектной деятельности;


      законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.


      13. Учреждение образования располагает:

      помещениями, кабинетами, мастерскими, площадками, снабженными мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса; помещениями для занятий физической культурой и спортом; помещением медицинского назначения; помещением для организации питания учащихся, педагогических и других работников учреждения, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
      предъявляемыми к содержанию и эксплуатации образовательных
      учреждений;

      иное имущество в соответствии с санитарно-
      эпидемиологическими требованиями.


      14. Учреждение образования соблюдает требования законодательных актов по: санитарно-гигиеническому обеспечению;

      пожарной безопасности; организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования; установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.


      15. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально- технической базы учреждения образования.
      16. Педагогические работники учреждения образования в соответствии с законодательными актами имеют право на:

      защиту профессиональной чести и достоинства;


      обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

      обеспечение условий для охраны жизни и здоровья при проведении образовательного и воспитательного процессов;


      творческая инициатива, свобода выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебно- методических изданий и средств обучения и воспитания;

      участие в актуализации, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;


      участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;


      участие в управлении учреждением образования;

      повышение квалификации;

      моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе
      образования;


      объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

      ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и
      методической литературы;

      17. Педагогические работники учреждения образования обязаны:
      участвовать в реализации государственной политики в области образования;


      организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения обучающихся, их законных представителей, коллег;


      добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно повышать свой профессионализм;


      формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;


      быть честными, искренними, справедливыми и открытыми в общении;

      проявлять доброжелательность, вежливость и такт, не допускать конфликтов во взаимоотношениях;


      в рамках законодательства сохранять в тайне лично доверенную информацию;

      способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе;


      соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;


      соответствовать статусу педагогического работника по внешнему виду, поведению, культуре общения.

      18 Педагогические работники учреждения образования не имеют права оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям и темам, включая помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
      19. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.
      20. Учащиеся учреждения образования имеют право на:

      получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

      создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;

      получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утверждаемым постановлением Министерства образования Республики Беларусь.

      Культура общения должна соответствовать статусу педагогического работника.

      21. Учащиеся учреждения образования обязаны:

      проявлять вежливость и доброжелательность в общении с преподавателями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;

      активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;

      добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;

      добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;

      уважительно относиться к членам своей семьи, преподавателям, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

      придерживаться делового стиля одежды. Это строгий, сдержанный стиль одежды, который может включать общие (одинаковые) элементы школьной одежды с размещением одного из элементов эмблемы учреждения общего среднего образования (куртка, жилет, сарафан, платье). Для мальчиков (юношей) деловой стиль одежды может включать куртку, жилет, брюки, рубашку с короткими и длинными рукавами, водолазку, галстук.

      Для девочек (девушек) — куртку, жилет, юбку, брюки, блузку с короткими и длинными рукавами, водолазку, сарафан, платье. В зимнее время деловой стиль одежды может включать трикотажный свитер;

      выполнять требования учителей и родителей по использованию средств связи и видеозаписи, интернет-общения, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве.

      С 1 сентября 2025 года вводятся ограничения на использование учащимися мобильных телефонов не только во время занятий, но и на весь период их пребывания в учреждении образования. Соответствующие требования предусмотрены Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (постановление Министерства образования от 03.08.2022 № 227 в редакции от 30.07.2025 № 136).

      В учреждении образования определены:

      места хранения мобильных телефонов учащихся;

      установлен порядок сдачи учащимися мобильных телефонов до начала занятий и порядок выдачи мобильных телефонов после окончания занятий;

      определены ответственные за реализацию установленного порядка сдачи (выдачи) мобильных телефонов.

      Ограничения по использованию мобильных телефонов не распространяются на учащихся, имеющих соответствующие медицинские показания для жизнеобеспечения.

        22.Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении учащихся Учреждения определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

        23.Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования имеют право:


        знакомиться со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;


        получать информацию о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

        24.Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения образования обязаны:

        обеспечивать условия для обучения и развития обучающихся;

        создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;

        уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;


        обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка учащихся;

          не допускать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с педагогами и другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;


          поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;


          способствовать созданию позитивных отношений в ученическом коллективе и родительской общественности;


          соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса; подавать положительный пример своему ребенку своим внешним видом, поведением, культурой общения.