УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены. Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. (Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:  с логопедом и самостоятельно под руководством родителей.)

Выполняется гимнастика сидя или стоя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки (только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения). Избегайте сопутствующих (дополнительных) движений. Выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений. Переходите к последующим упражнениям только после того, как усвоено предыдущее. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается (вначале движения выполняются медленно, неторопливо, но  постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается).  Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.  Можно  и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, с хлопками, под музыку.  Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.  Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.