Биоразнообразие

Раздел I. «Биоразнообразие»
Цель:изучить биоразнообразие на пришкольной территории

 Задачи:
ознакомиться с правилами работы с определителями;
провести видовое определение  растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
создать картосхему пришкольной территории;
изготовить и разместить кормушки, искусственные гнездовья для птиц, убежище для летучих мышей, убежища  для беспозвоночных животных;
создать «мини» ботанический сад на пришкольной территории;
посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению ООПТ;
занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в он-лайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси.  
Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) или территории природного окружения образования
Дата выполнения:  май 2021 года
Участники: учащиеся 3 класса; 5 – 7 классов; учащиеся, посещающие занятие по интересам «Ландшафный дизайн»
Количество участников   25 человек
Список учащихся:

  1. Акимов Юрий
  2. Акуневич Артем
  3. Андреев Михаил
  4. Антипова Милана
  5.  Аристова Карина
  6.  Афанасьев Дмитрий
  7. Барковский Максим
  8.  Белкина Ксения
  9. Варламова Дарья
  10. Васильев Михаил
  11. Виноградова Ева
  12.  Гавриленко Анастасия
  13. Газина Маргарита
  14. Головач Владислав
  15.  Горшкова Дарья
  16.  Гурская Валерия
  17.  Дамирчян Роман
  18. Дубовой Глеб
  19. Лысая Татьяна
  20. Медведева Руслана
  21. Овсейчик Вероника
  22. Ордынец Анастасия
  23. Пищулева Яна
  24. Сергиенко Максим
  25. Пряслова Елизавета

КАРТОСХЕМА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Изображение

Виды дикорастущих травянистых растений

Хоста узколистнаяИзображениеОдуванчик лекарственныйИзображение 
ПапоротникИзображениеМанжетка обыкновеннаяИзображение
Подорожник большойИзображениеПодорожник ланцетныйИзображение
Пастушья сумка обыкновеннаяИзображение8. Ежа сборнаяИзображение           
Изображение

Задание 1.2.Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произростания на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования используя квадратную рамку со стороной в 1 м
Дата выполнения:  май 2021 года
Участники:  7 класса
Ответсвенный педагогический работник: Ломоносова И.Е.
Количество участников   13 человек
Список учащихся:

  1. Алещенко Максим
  2. Баркарь Павел
  3. Березов Дмитрий
  4. Газин Леонид
  5. Галкин Иван
  6. Гольнева Надежда
  7. Дубовец Артур
  8. Зверев Тимур
  9. Иванов Никита
  10. Иванова Мария
  11. Калашников Максим
  12. Киселев Руслан
  13. Лысая Татьяна
Изображение
Изображение

   В мае 202 года в ходе экскурсии на прилегающей территории к школе, при проведении работ на территории учреждения учащимися 11-ых классов были исследованы и описаны виды травянистых растений в различных условиях произрастания. В рамках занятия «Ландшафный дизайн» в 5,6,7,8-ых классах проведена практическая «Изучение изменчивости видового состава травянистых растений в зависимости от условий произрастания». Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории на 4-х площадках в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием) методом «Дикий квадрат». Исследовался видовой состав в условиях оптимальной освещенности (луговой тип растительности) и в затененных условия парка им. Советской армии, который испытывает значительную антропогенную нагрузку (сорный тип растительности).
Сорный тип растительности

ИзображениеТысячелистник обыкновенныйИзображениеПижма обыкновенная
ИзображениеЯснотка белаяИзображениеКрапива двудомная
ИзображениеПустырник пятилопастныйИзображениеПолынь веничная
ИзображениеБодяк полевойИзображениеКульбаба осенняя
ИзображениеГвоздика травянкаИзображениеФиалка трехцветная

Луговой тип растительности

ИзображениеВасилек луговойИзображениеКлевер луговой
ИзображениеЛядвенец рогатыйИзображениеВероника дубравная
ИзображениеПодорожник ланцетолистныйИзображениеЖивучка ползучая
ИзображениеКлевер ползучийИзображениеЛюцерна хмелевидная
ИзображениеЩавель щавелекИзображениеГорошек мышиный
ИзображениеЗвездчатка средняяИзображениеЛьвиный зев

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окруженияч учреждения образования
Сроки выполнения: 08.04.2021-19.04.2021
Количество участников: 15
Целевая группа: 6 класс
Ответственные педагогические работники: учитель биологии Н.Ю.Яковлев
Показатели, по которым оценивается задание: Составлен отчет об участии
учащихся  в  акции «Осенние наблюдения за птицами». Размещена информация  о  разнообразии птиц на территории  учреждения образования и прилегающей к учреждению  образования территории.
Цель работы:
Определение видового состава и статуса птиц, обитающих на территории и прилегающей к учреждению образования территории.
Задачи исследования:
— выявить птиц, которые встречаются на территории учреждения  образования и прилегающей  территории ;
— учить узнавать и различать  птиц по размеру, оперению, голосу; определять вид птицы (работа с определителями);
— провести картирование территории и нанести места, где были встречены данные виды птиц;
— разместить информацию на сайте учреждения.
Объект исследования:
Птицы на территории учреждения  образования и прилегающей территории
Предмет исследования:
Разнообразие птиц на территории учреждения  образования и прилегающей территории
Методы исследования:
— наблюдения за птицами на территории учреждения  образования и прилегающей территории;
— определение видов птиц на территории учреждения  образования и прилегающей территории;
-оформление материалов, нанесение на картосхему мест встречаемости основных видов птиц;
предоставление материалов для размещение на сайте.
Выявление видового разнообразия птиц проводилось экскурсионным методом, методом наблюдений на прогулке. Учет птиц проводился визуально. Частота проведения наблюдений – ежедневно. На территории учреждения образования и прилегающей  территории было выявлено 5 видов птиц.
Описание птиц встречающихся на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории

ВидК-воХарактеристика
Воробей домовыйИзображение12Длина тела 14—18 см, масса 21—37 г. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.
Ворона сераяИзображение8Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. Средняя длина — 50 сантиметров, масса тела 460—735 граммов, размах крыльев — до 1 метра.Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост чёрные со слабым металлическим блеском. Радужка тёмная, клюв и ноги чёрные. Молодые отличаются буроватым налётом, «мутными» (голубыми) глазами, розовой ротовой полостью.Голос — разные модификации карканья, наиболее частый сигнал — хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». .
Синица большаяИзображение3Подвижная, вертлявая птица. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватыеСамки похожи на самцов, однако в целом немного более тусклые — чёрные тона на голове и груди имеют более серый оттенок, ошейник и чёрная полоса на брюхе тоньше и иногда может прерываться.
СвиристельИзображение7Птица размером со скворца, с пушистым буровато-серым оперением, на нижней стороне имеющим винно-красный оттенок. Горло («галстук») и узкая полоса между клювом и глазом черные. На голове пучок перьев удлинен в виде хохолка. Крылья темные или черные. Маховые перья на них черновато-бурые, с желтыми и белыми вершинами. На концах второстепенных маховых имеются красные придатки в форме узких пластинок, более развитые у самцов. Хвост черно-бурый с желтой полоской на конце, подхвостье каштановое. Самцы похожи на самок. Вес самца 54-73 г, самки 67-73 г. Длина тела (оба пола) 18-21 см, размах крыльев 32-35,5 см, длина крыла самцов 11-12 см, хвоста 6,5-7,5 см, цевки 2-2,5 см, клюва 1-1,5 см.
Сорока обыкновеннаяИзображение1Благодаря характерному чёрно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема . Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белы и концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья — чёрного окраса.Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г, а самки — в среднем 203 г. Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет 52-62 см..

Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами наблюдения не менее 5 видов птиц

Изображение

Задание 1.7.Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц 
Дата выполнения: ноябрь 2020 года — март 2021 года
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников  256 человек
Показатели, по которым оценивается задание
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования . Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники. 
Список учащихся: все учащиеся школы
В ноябре 2020 года была организована  акция «Поможем пернатому другу». В акции приняли участие учащиеся, родители и работники учреждения образования. В ходе акции за этот короткий период было изготовлено огромное количество кормушек и скворечников.

Организована выставка кормушек. Ребята предоставили самые разнообразные «птичьи столовые»: из дерева, отходов от строительства, пластиковых бутылок, упаковок от сока, некототые кормушки были с металлическими конструкциями. Кормушки, сделанные ребятами и их родителями, привлекали внимание всех детей и взрослых. Учащиеся изготовили и развесили их на территории школьного двора.  

Ребята развесили кормушки и создали таким образом природоохранную зону для птиц на пришкольной территории. Учащиеся начальных классов приняли активное участие в районной выставке – конкурсе  скворечников.  Вместе с воспитателями группы продленного дня ребята регулярно подкармливали птиц.

Цель акции: привлечение внимания к проблемам в недостатке корма и сокращении мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории нашего поселка.  Размещение информации на сайте учреждения образования
Задачи акции:
• закрепить ранее полученные знания учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
• формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
• научиться определять зимующих птиц по внешнему виду, выявлять особенности их кормового поведения.
• воспитывать любовь к птицам 

Организация подкормки в зимний период особенно необходима, так как птицы хорошо переносят холод, но только тогда, когда вокруг достаточно корма. Много птиц в зимний период гибнет в основном от недостатка корма. Именно кормушка, способна помочь выжить птицам зимой.
По данным наблюдений на одну кормушку к нам прилетало до 15 птиц (прежде всего воробьи, синицы, вороны). Птицы не только съедали то, что находилось  в кормушке, но и тщательно осматривали стволы деревьев и ветки, уничтожая зимующих вредителей. 
Воспитанники совместно с родителями ответственно отнеслись к изготовлению кормушек. В ходе акции были изготовлены и развешены на территории учреждения 11 кормушек, также 10 семей разместили кормушки во дворе своего дома.
Учащиеся  чистили и пополняли кормушки зерном, семенами подсолнечника, крошками хлеба, а синичкам приносили соленое сало. Подкормка птиц осуществлялась  каждый день во время прогулки ГПД.
Птицы привыкли к постоянным местам кормежки и каждый день посещали кормушки.
В рамках акции проводились беседы, викторины, дидактические игры 

Изображение
Изображение

Изображение Изображение Изображение 

Задание 1.11.Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда — провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия.

Даты выполнения Март-май 2021

Кол-во участников 24 человека 

Список участников 

  1. Аверьянов Михаил
  2. Апенько Анна
  3. Беланович Николай
  4. Бельская Алина
  5. Глазкина Анастасия
  6. Гром Елизавета
  7. Давыденко Вероника
  8. Есенова Александра
  9. Киселев Александр
  10. Кокарева Сабина
  11. Корепанова Анна
  12. Мелешко Дарья
  13. Мелешко Николай
  14. Мяленко Анастасия
  15. Пилипончик Диана
  16. Орлов Кирилл
  17. Сиволобов Ян
  18. Сидоренко Никита
  19. Скоромец Игорь
  20. Соболев Олег
  21. Старикович Илья
  22. Старовойтова Валерия
  23. Степанова Александра
  24. Усова Ульяна

Ответственный педагогический работник Калинина В.А., Киреева Ю.В.

Этапы:

1. Создан пруд.

2. Подобран ассортимент растений для высадки вокруг пруда

3.Разбивка участка

4. Посев семян, уход за рассадой

5. Посадка рассады

6. Уход за высаженными растениями

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

Фотоотчет представлен на сайте.

Изображение
Изображение

Изображение

Задание 1.12.Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых.

Сроки выполнения: Сентябрь- май 2021

Количество участников: 24 учащихся, 15 родителей

Целевая группа: Волонтерский отряд

Ответственные педагогические работники: Калинина В.А., Киреева Ю.В.

Показатели, по которым оценивается задание: составлен список видов  посаженных деревьев и кустарников, с указанием их количества.

Цель работы: увеличение разнообразия животного мира.

На территории создан «Дикий луг»  площадью около 20 м2.

Расположение отмечено на картосхеме территории

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

<iframe align=»middle» allowfullscreen=»true» frameborder=»0″ height=»540″ mozallowfullscreen=»true» scrolling=»no» src=»https://docs.google.com/presentation/d/1ztyhhnqNukHdIkmkmW12F6FpInQ0WKIuopVhx3gMD4k/embed?start=true&loop=true&delayms=10000&slide=id.p1″ webkitallowfullscreen=»true» width=»670″></iframe>

Направление 1 «Биоразнообразие»

Задание 1.12 «Организовать посадку двух видов растений: “Ирис” и “Лилейник” на территории учреждения образования»

Цель: посадить 2 вида растений: “Ирис” и “Лилейник” на территории учреждения образования

Даты выполнения: Сентябрь 2021

Количество учащихся: учащиеся 10-11 классов

Ответственный педагогический работник: Румянцева О.С.

Краткое описание выполнения задания (этапы):

1. Выбор подходящего места на пришкольной территории для посадки растений.

2. Определение время посадки, подбор инвентаря, выбор участников.

3. Проведение инструктажа по правилам безопасной работы с инвентарем во время посадки растенеий.

4.Посадка растений, полив.

5.Фотографирование процесса посадкиИзображение.

Изображение
Изображение
Изображение

Составлен список количество посаженных растений: 26 ирисов, 24 лилейника.

Вывод: были посажены  2 вида растений: “Ирис” и “Лилейник” на территории учреждения образования.

Направление 1 «Биоразнообразие»

Задание 1.3.

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования.

Цель: изучить разнообразие наземных насекомых на прилегающих территориях (не менее 8 видов).

Даты выполнения: Сентябрь 2021

Количество учащихся: 6

Материалы, оборудование: баночки, лупа, определители насекомых, блокноты, ручки, фотоаппарат.

Ответственный педагогический работник: Румянцева О.С.

Краткое описание выполнения задания (этапы):

  1. Знакомство с правилами работы с определителями.
  2. Выбор мест для изучения наземных насекомых.
  3. Экскурсия на пришкольную территорию для выполнения задания.
  4. Видовое определение наземных насекомых с помощью определителя, составление списков.

Вывод: на прилегающих к данному учебному заведению территориях выявлены следующие виды насекомых:

  1. муравей садовый
  2. оленка мохнатая
  3. падальница зелёная обыкновенная
  4. оса обыкновенная
  5. щелкун чёрный
  6. муха серая мясная
  7. красноклоп бескрылый
  8. пчела медоносная

         Отмеченные виды насекомых были определены, сфотографированы. В большом количестве на территории встречались следующие виды насекомых: муравей садовый, оленка мохнатая, оса обыкновенная, красноклоп бескрылый.