Тематический план мероприятий
родительского университета
для родителей учащихся 1-11 классов
на I полугодие 2024/2025 учебный год
Перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» (для родителей учащихся 1-4 классов) | |||
1 класс | |||
Адаптация учащихся в 1 классе. Психологическая, физиологическая и социальная адаптация обучающихся в школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе | сентябрь | лекция | Тетерева И.Л. |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассников | ноябрь | беседа | Тетерева И.Л. |
2 класс | |||
Как родители могут помочь ребёнку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребёнка. | октябрь | беседа | Коравко Е.В. |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья. | ноябрь | вебинар | Коравко Е.В. |
3 класс | |||
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков са- моконтроля, умения работать самостоятельно, воспитание интереса к знаниям. | сентябрь | вебинар | Ильинич А.В. |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | ноябрь | лекция | Ильинич А.В. |
4 класс | |||
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. | октябрь | лекция | Шлапак О.А. |
II ступень — «Мой ребенок — подросток» | |||
5 класс | |||
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. | сентябрь | круглый стол | Зазерская И.М. |
Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в раз витии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | декабрь | беседа | Зазерская И.М. |
6 класс | |||
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребёнка | ноябрь | беседа | Елисеенко Ю.В. |
Профилактика проблемного поведе- ния подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков | декабрь | семинар-практикум | Елисеенко Ю.В. |
7 класс | |||
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13—14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | октябрь | беседа | Соболева Д.О. |
Профилактика правонарушений под- ростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | ноябрь | круглый стол | Соболева Д.О. |
8 класс | |||
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения цели | сентябрь | лекция | Кулько И.В. |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | ноябрь | круглый стол | Кулько И.В. |
9 класс | |||
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе | ноябрь | мастер-класс | Вороненкова Д.Д. |
Агрессия, ее причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | декабрь | семинар-практикум | Вороненкова Д.Д. |
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» | |||
10 класс | |||
Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия — проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | октябрь | семинар-практикум | Маскалёва О.М. |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | ноябрь | круглый стол | Маскалёва О.М. |
11 класс | |||
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | ноябрь | мастер-класс | Козлова И.Н. |
Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценно го развития старшеклассника. Интернет зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей. | декабрь | беседа | Козлова И.Н. |
Тематический план мероприятий
родительского университета
для родителей учащихся 1-11 классов
на II полугодие 2023/2024 учебный год
Перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» (для родителей учащихся 1-4 классов) | |||
1 класс | |||
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | апрель | круглый стол | Коравко Е.В. |
2 класс | |||
Влияние семьи на эмоциональноесостояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка | март | семинар | Ильинич А.В. |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | май | круглый стол | |
3 класс | |||
Здоровая семья — здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорово го образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | март | вебинар | |
Эффективное общение в семье — залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | май | лекция | |
4 класс | |||
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | апрель | Круглый стол | Тетерева И.Л. |
II ступень — «Мой ребенок — подросток» | |||
5 класс | |||
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое исоциальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | февраль | вебинар | Елисеенко Ю.В. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работаютпривычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | апрель | дискуссия | |
6 класс | |||
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правиламедиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | мастер-класс | Корсюкевич М.В. |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом.Опасность свободного время препровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям пообеспечению безопасности детей в летний период | май | лекция | |
7 класс | |||
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поискикомпромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | февраль | беседа | Кулько И.В. |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков — что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | круглый стол | |
8 класс | |||
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | март | беседа | Вороненкова Д.Д. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родите ли — дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | май | дискуссия | |
9 класс | |||
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.Профилактика вредных привычек | февраль | круглый стол | Маскалёва О.М. |
Профессиональная ориентациядевятиклассников. Как помочь подростку вы- брать профессию? Профессиональные намерения ивозможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся срезультатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | апрель | семинар-практикум | |
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» | |||
10 класс | |||
Роль семьи в формировании репро- дуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей идевушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП (заболеваний,передающихся половым путем). Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | февраль | лекция | Козлова И.Н. |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | май | беседа | |
11 класс | |||
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного от ношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству,рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | март | круглый стол | Зазерская И.М. |
Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшеклассникусправиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке кэкзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха вэкзаменационный период | май | беседа |
Заместитель директора по воспитательной работе В.А. Калинина
Консультации для родителей учащихся 1-11 классов
в 2023/2024 учебном году
(«Родительский университет»)
Перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 класс | |||
Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников. Леворукий ребенок в школе | сентябрь | консультация | Педагог-психолог |
Мотивы учения младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания | ноябрь | Педагог социальный | |
Поощрение и наказание детей в семье | февраль | Педагог социальный | |
2 класс | |||
Воспитание вежливости. Профилактика жестокого обращения с детьми | октябрь | консультация | Педагог-психолог |
Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребенка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях | декабрь | ||
Роль отца в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка | февраль | Педагог социальный | |
Семейные традиции, ценности в воспитании детей. Учение с увлечением | март | ||
3 класс | |||
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. Как выявить и развить способности детей? | октябрь | консультация | Педагог-психолог |
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Как помочь ребенку стать внимательнее? | апрель | ||
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей. Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | май | Педагог социальный | |
Как привить ребенку любовь к чтению? | октябрь | ||
4 класс | |||
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональноесостояние ребенка | ноябрь | консультация | Педагог-психолог |
Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем | февраль | ||
Интеллектуальное развитие ребенка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей | январь | Педагог социальный | |
Организация свободного времени детей в период летних каникул | май | ||
5 класс | |||
Мой ребенок становится подростком. Психологические особенности младших подростков | ноябрь | консультация | Педагог-психолог |
Ребенок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков. Отношения в семье | декабрь | ||
Педагог социальный | |||
Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины | март | ||
Ответственность родителей за воспитание детей | апрель | ||
6 класс | |||
Роль отца и матери в воспитании ребенка. Трудовое воспитание в семье | октябрь | консультация | Педагог социальный. |
Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты | январь | ||
Трудности переходного возраста. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? | март | ||
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? | май | ||
7 класс | |||
Ваш любимый неидеальный ребенок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания | декабрь | консультация | Педагог-психолог |
Трудности общения. Конфликты между подростками,основные причины конфликтов Любовь и дружба вподростковом возрасте | январь | Педагог социальный | |
Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье | март | ||
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | май | ||
8 класс | |||
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете | ноябрь | консультация | Педагог социальный |
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? | январь | ||
Как научить подростка быть ответственным за свои по ступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? | февраль | ||
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | апрель | ||
9 класс | |||
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. | сентябрь | консультация | Педагог-психолог |
Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка. | |||
Интернет-зависимость: пути преодоления | октябрь | ||
Организация свободного времени детей в период летних каникул. Ответственное родительство — залог благополучия семьи | февраль | ||
10 класс | |||
Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условиенравственного воспитания | ноябрь | консультация | Педагог-психолог |
Личное ли это дело — личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностейстаршеклассников | декабрь | ||
Воспитание нравственного идеала, духовного мирастаршеклассников. Кем быть и каким быть? Режим учебного и физического труда, личная гигиена | февраль | Педагог социальный | |
Организация досуга старшеклассников. Особенности здоровья и физического развитиястаршеклассников | март | ||
11 класс | |||
Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников | ноябрь | консультация | Педагог социальный. |
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе | январь | ||
Закон и ответственность несовершеннолетних | апрель | ||
Самореализация личности | май |