Рекомендации психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками
Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов, ошибок в общении с подростками.
Основные психологические особенности подросткового возраста:
1.Обострение чувства взрослости;
2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
3. Жажда общения со сверстниками – группирование;
Рекомендации:
1. Уважаемые родители, как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».
2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что- то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же — раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.
3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»
5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.
8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.
Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние.
Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.
Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:
1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет – в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.
«Поэтому включите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка».
2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования (к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать – в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) – все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.
«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры, спонтанности, радости, движения».
3. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум – на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания – то есть, обесценивают. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.
«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, – это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется «ты не хорошо / плохо…», важно спокойно рассказать «лучше сделать …., потому что…».
4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.
«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется».
5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий. Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это – момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно – безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».
«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому».
6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых. Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо – очень даже стоит.
«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры, прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним».
7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением. Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе – как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:
«Сейчас стоит уделить время себе – выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок, как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости».
Кризисные ситуации в жизни подростка.
У детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.
Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка Например:
· несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
· ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
· травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
· тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
· разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
· неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?
Признаки депрессивных реакций у подростков
1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше). 5. Вялость, хроническая усталость.
6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психотропных веществ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).
Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.
I. Эмоции
1. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
2. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
II. Переживания
3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
5. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
6. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»
III. Ощущения в теле
7. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
IV. Поведение
8. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
9. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
10. Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
· Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
· Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
· Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
· Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
· Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
· Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
· При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии — Успокоиться самому.
— Уделить всё внимание ребёнку.
— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
— Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
—Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
И помните:
1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Помощь несовершеннолетним в кризисной ситуации
В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Именно в эти критические периоды ребенок меняется весь, целиком.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо помощи и поддержки с ней справиться. Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях.
Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию. Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие. Ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие – то действия, причем быстро и безотлагательно.
Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально – психологических адаптационных механизмов.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
∙ кризисы развития (возрастные кризисы);
∙ кризисы утраты и разлуки;
∙ травматические кризисы
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.
Возрастные кризисы — это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды. Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его. Часто ребёнок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникшие у него после смерти близкого.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
∙ Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
∙ Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляет нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей
(обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой.
∙ Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приемными родителями могут сказываться очень сложно, вызывать напряжения как у взрослого, так и у детей. Ребенок может переживать такие чувства как ревность, обида, испытывать смешанные чувства – любовь и ненависть. В результате кризисное состояние ребенка может усугубиться.
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяют травмы:
– причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
– причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации.
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребёнком:
∙ физическое жестокое обращение;
∙ сексуальное насилие;
∙ пренебрежение нуждами ребёнка;
∙ психологическое насилие.
Последствиями кризисов, связанных с жестоким обращением, являются нарушения развития детей и их социальной адаптации, также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребёнка, которая формирует особые жизненные сценарии.
Негативные последствия и опасности
Кризисы могут вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматический заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.
Позитивные последствия и ресурсы
Наряду с опасностями кризисы несут в себе и массу возможностей для развития и личностного роста. Поиск выхода из кризисной ситуации сопровождается овладением способами разрешения конфликтов, выработкой новых способов поведения, повышением уверенности в себе.
Как помочь ребенку выйти из острой кризисной ситуации
Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, побузишь, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства.
Родителям поможет успокоить детей следующее упражнение.
Надо поставить ребенка перед собой и договориться с ним, что вы сосчитаете всего только до трех, но пока вы будете считать, он будет неподвижно и совершенно спокойно стоять на месте, не шевелиться, не чесаться, не улыбаться.
Вы начинаете загибать пальцы: «Раз…» Не годится. Малыш шевельнул мизинцем, а то и вовсе переступил с ноги на ногу. Стоять надо абсолютно неподвижно, но, не застыв, как статуя, а в свободной позе, спокойно и серьезно глядя перед собой. Начинаем сначала: «Раз…» Опять неудача.
Постепенно ребенку удается, во-первых, снять напряжение, во-вторых, притормозить свои импульсы. До трех вы благополучно дотягиваете.
При следующем случае вы повторяете упражнение, потихоньку продвигаясь вперед. Еще несколько повторов — и ребенок стоит в совершенно непринужденной позе, не шевеля ни руками, ни бровями, ни уголком рта. Глаза спокойные, взгляд мягкий, руки висят вдоль тела — а вы между тем досчитали до 20, потом до 30…
Рекомендуем прибегать к этому упражнению всякий раз, когда вы видите, что ребенок дергается и суетиться. Можно считать и до 40, и до 50 — тренированным детям не составляет труда выполнить упражнение. Ребенок вообще становится спокойнее. В дальнейшем вам будет достаточно сказать «раз, два…» — и малыш моментально утихомирится, вернется в состояние сосредоточенного внимания.
Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения.
выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.
Помощь несовершеннолетним в кризисной ситуации
В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Именно в эти критические периоды ребенок меняется весь, целиком.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо помощи и поддержки с ней справиться. Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях.
Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию. Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие. Ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие – то действия, причем быстро и безотлагательно.
Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально – психологических адаптационных механизмов.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
∙ кризисы развития (возрастные кризисы);
∙ кризисы утраты и разлуки;
∙ травматические кризисы
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.
Возрастные кризисы — это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды. Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его. Часто ребёнок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникшие у него после смерти близкого.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
∙ Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
∙ Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляет нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей
(обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой.
∙ Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приемными родителями могут сказываться очень сложно, вызывать напряжения как у взрослого, так и у детей. Ребенок может переживать такие чувства как ревность, обида, испытывать смешанные чувства – любовь и ненависть. В результате кризисное состояние ребенка может усугубиться.
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяют травмы:
– причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
– причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации.
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребёнком:
∙ физическое жестокое обращение;
∙ сексуальное насилие;
∙ пренебрежение нуждами ребёнка;
∙ психологическое насилие.
Последствиями кризисов, связанных с жестоким обращением, являются нарушения развития детей и их социальной адаптации, также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребёнка, которая формирует особые жизненные сценарии.
Негативные последствия и опасности
Кризисы могут вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматический заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.
Позитивные последствия и ресурсы
Наряду с опасностями кризисы несут в себе и массу возможностей для развития и личностного роста. Поиск выхода из кризисной ситуации сопровождается овладением способами разрешения конфликтов, выработкой новых способов поведения, повышением уверенности в себе.
Как помочь ребенку выйти из острой кризисной ситуации
Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, побузишь, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства.
Родителям поможет успокоить детей следующее упражнение.
Надо поставить ребенка перед собой и договориться с ним, что вы сосчитаете всего только до трех, но пока вы будете считать, он будет неподвижно и совершенно спокойно стоять на месте, не шевелиться, не чесаться, не улыбаться.
Вы начинаете загибать пальцы: «Раз…» Не годится. Малыш шевельнул мизинцем, а то и вовсе переступил с ноги на ногу. Стоять надо абсолютно неподвижно, но, не застыв, как статуя, а в свободной позе, спокойно и серьезно глядя перед собой. Начинаем сначала: «Раз…» Опять неудача.
Постепенно ребенку удается, во-первых, снять напряжение, во-вторых, притормозить свои импульсы. До трех вы благополучно дотягиваете.
При следующем случае вы повторяете упражнение, потихоньку продвигаясь вперед. Еще несколько повторов — и ребенок стоит в совершенно непринужденной позе, не шевеля ни руками, ни бровями, ни уголком рта. Глаза спокойные, взгляд мягкий, руки висят вдоль тела — а вы между тем досчитали до 20, потом до 30…
Рекомендуем прибегать к этому упражнению всякий раз, когда вы видите, что ребенок дергается и суетиться. Можно считать и до 40, и до 50 — тренированным детям не составляет труда выполнить упражнение. Ребенок вообще становится спокойнее. В дальнейшем вам будет достаточно сказать «раз, два…» — и малыш моментально утихомирится, вернется в состояние сосредоточенного внимания.
Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения.
выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.
Ребенок в кризисном состоянии
Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им кажутся травмирующими или опасными. Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность пугает ещё больше. Ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами. Школа — место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии.
Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения.
Глубокие психологические проблемы, возникающие у подростков в процессе созревания, нередко переступают критическую черту, за которой кризис взросления может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, превратиться в экстремальную ситуацию.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
1. Вербальные признаки:
- непосредственные заявления: «Я подумываю о самоубийстве»; «Было бы лучше умереть»;
- косвенные высказывания: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться»; «Мне все надоело»;
- намек на смерть или шутки по этому поводу;
1.2 Поведенческие признаки:
- самоизоляция от семьи и близких людей;
- повышение или потеря аппетита;
- вялость и апатия;
- неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение;
- уход от обычной социальной активности, замкнутость, потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе;
- стремление к рискованным действиям;
- не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью;
- скудные планы на будущее;
1.3 Ситуационные признаки;
- смерть родителей или близких родственников;
- недавняя перемена места жительства;
- семейные неурядицы;
- неприятности с законом;
- социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПЕДАГОГАМ
- недавние потери у ребенка, связанные со смертью родственников (друзей), разводом родителей, разрывом взаимоотношений с друзьями, потерей ценных вещей;
- потеря интереса к дружбе, увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие;
- изменение характера: угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, апатия;
- ощущение беспомощности, бесполезности, безучастности;
- учащийся, который раньше учился на «хорошо», начинает прогуливать, успеваемость резко падает;
- подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
- стремление к уединению: часто уходит в себя, сторонится окружающих, замыкается.
ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА
- Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид).
- Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые (завуалированные).
- Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (наносят себе порезы, царапины).
- Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
- Подростки, злоупотребляющие алкоголем.
- Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов.
- Подростки, страдающие хроническими заболеваниями (когда болезнями страдают значимые взрослые).
- Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, насилие.
Риску подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями: эмоционально чувствительные, ранимые; настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам; негибкие в общении; склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам; склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения; пессимистичные; замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. Степени выраженности суицидального поведения:
- Первая степень — пассивные суицидальные мысли: представления, фантазии на тему смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия.
- Вторая степень — суицидальные замыслы: активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
- Третья степень — суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
КАК ГОВОРИТЬ С УЧЕНИКОМ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ?
Начиная разговор, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
- Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не прерывал. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.
- Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, когда рядом нет других учеников. Дайте понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.
- Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
- Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно вести записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
- Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.
- Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.
Одного разговора недостаточно, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – долгий и сложный процесс, задача окружающих оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.
ЧТО ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ,
ЕСЛИ ОН ОБНАРУЖИЛ ОПАСНОСТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ?
· Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков –уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
· Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
· Обратитесь к школьному психологу, социальному педагогу или к другим специалистам за помощью.
· Не допускать публичной критики, унижающей достоинство личности подростка. Нельзя сравнивать в отрицательном ключе подростка с более успешными учащимися.
· Отделяйте школьные неуспехи, поведенческие ошибки подростка от его личности. Давайте поддержку, помощь в решении сложных ситуаций. Помните — агрессивное, конфликтное поведение подростка может быть формой защиты. Не усугубляйте, стремитесь сохранить контакт с ребенком.
· Давайте понять ученику, что опыт ошибок и неудач — такой же важный опыт, как и достижение успеха. Собственные ошибки являются одним из способов развития личности.
· Помогите детям и подросткам, особенно испытывающим трудности в учебной деятельности, найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
· Стремитесь сохранять контакт с подростком. Помните — авторитарный стиль взаимодействия неэффективен, т.к. чрезмерные ограничения и запреты могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (агрессию, обращенную на себя). Если необходимо ввести ограничение, о не жалейте времени на объяснение его целесообразности. Стремитесь к заключению договоренностей с подростком.
· Обращайте внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Оставаясь на нейтральной позиции, не занимая сторону кого-то из участников конфликта, обсудите сложившуюся ситуацию так, чтобы каждая сторона была услышана. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации. Обратитесь в «Школьную службу примирения» для разрешения этой ситуации.
· Способствуйте созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, развивайте навыки сотрудничества, организуйте совместную деятельность одноклассников.