ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом объединении

ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом объединении

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности учебно-методических объединений в сфере общего среднего образования (далее, если не установлено иное, – УМО).

1.2. УМО осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства.

1.3. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства Республики Беларусь, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами учреждения образования, приказами и распоряжениями его руководителя.

1.4. Координатором УМО является методический совет.

2.Цели и задачи учебно – методического объединения:

 Для выполнения функций, установленных пунктом 4 статьи 164 и пунктом 4 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании, УМО:

анализирует содержание, участвует в разработке учебно-программной документации учреждения образования, вносит предложения по их совершенствованию;

анализирует учебно-методическую документацию по профилям образования, направленностям образования, рекомендует их к внедрению в практику работы учреждений образования;

изучает, обобщает и распространяет эффективный опыт реализации образовательных программ общего среднего образования;

разрабатывает рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, организует обмен опытом между учреждениями образования, педагогическими работниками учреждения образования;

участвует в планировании, организации и проведении организационно-методических, образовательных мероприятий в сфере общего среднего образования;

обеспечивает потребности педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности педагога;

Учебно — методическое объединение создается для решения определенных задач, возложенных на учреждение образования:

обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;

создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

обобщение эффективного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы учреждения образования;

принимает иные меры, необходимые для выполнения функций УМО.

3. Содержание и основные формы деятельности учебно — методического объединения

3.1. В содержание деятельности учебно — методического объединения входят:

изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

анализ авторских программ и методик учителей (при аттестации на квалификационную категорию «учитель-методист»);

проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;

организация взаимопосещений учебных занятий;

обобщение и распространение эффективного опыта педагогов, работающих в методическом объединении;

методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей по различным предметам;

организация работы по накоплению дидактического материала по предмету;

ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;

проведение творческих отчетов по профессиональному самообразованию учителей, работе в рамках повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

организация и проведение предметных недель (декад) в учреждении образования;

работа по реализации творческого потенциала учителей.

3.2. Основными формами работы учебно — методического объединения являются:

заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;

творческие отчеты учителей;

открытые учебные занятия и внеклассные мероприятия;

лекции, доклады, сообщения и дискуссии по использованию методик обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

предметные недели (декады);

взаимопосещение учебных занятий.

4. Деятельностью УМО руководит председатель. УМО выбирает из своего состава секретаря сроком на один учебный год.

Председатель УМО:

определяет направления деятельности УМО, разрабатывает план работы УМО на учебный год, организует его обсуждение на заседании УМО;

представляет план работы УМО на учебный год на согласование методическому совету учреждения образования и на утверждение руководителю учреждения образования;

организует и проводит заседания УМО;

осуществляет систематический контроль выполнения принятых решений, анализирует их выполнение, результаты выносит на очередное заседание.

Секретарь УМО:

обеспечивает подготовку заседаний УМО и организационно-техническое сопровождение его деятельности;

ведет протоколы заседаний УМО;

готовит отчеты о работе УМО за учебный год.

Члены УМО:

анализируют поступающие предложения организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение, по вопросам, относящимся к компетенции УМО;

участвуют в обсуждении вопросов, рассматриваемых на УМО, вносят по ним предложения, выполняют принятые решения;

обеспечивают своевременную подготовку материалов к очередному заседанию УМО.

5. Права и обязанности учебно — методического объединения

5.1. Учебно — методическое объединение имеет право:

выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса в школе;

ставить вопрос о публикации материалов об эффективном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

          ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной и инновационной, научно-исследовательской деятельности;

рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства.

5.2. Каждый участник учебно — методического объединения обязан:

участвовать в заседаниях методического объединения;

стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

знать тенденции развития методики преподавания предмета;

владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;

активно участвовать в разработке открытых мероприятий (учебных занятий, внеурочных мероприятий по предмету и др.).

6. Заседания УМО проводятся в соответствии с планом работы УМО на учебный год, не реже одного раза в четверть или по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции УМО.

Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов УМО, участвующих в его заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя УМО.

7. Решения УМО носят рекомендательный характер. Заседания УМО оформляются протоколами.

8. Документация учебно — методического объединения

 К документации методического объединения относятся:

приказ директора учреждения образования об организации методической работы;

положение об учебно —  методическом объединении;

банк данных об учителях, входящих в учебно — методическое объединение;

план работы учебно — методического объединения в новом учебном году, состоящий из разделов:

Раздел I. Анализ работы учебно — методического объединения за прошедший учебный год с указанием:

          степени выполнения плана работы учебно — методического объединения;

          оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;

          оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);

          анализа проведения открытых учебных занятий;

          итогов взаимопосещения учебных занятий;

          состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, сохранению и развитию;

          причин неудач в работе учебно — методического объединения и отдельных педагогов (если таковые имелись);

          другое.

Раздел II. План проведения предметных недель.

Раздел III. Сведения о темах самообразования педагогов, входящих в УМО.

Раздел IV. График проведения открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий по предмету учителями УМО.

Раздел V. План повышения квалификации педагогов УМО (перспективный план и график повышения квалификации на текущий год).

Раздел VI. План проведения заседаний УМО. Протоколы заседаний УМО и материалы к ним.

9. Анализ деятельности УМО заслушивается на заседании методического совета школы в конце учебного года.

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №1 от 31.08.2024