В настоящее время около 50-70% детей имеют лёгкую или среднюю степень дизартрии. Дети в общей своей массе стали очень плохо говорить, искажают не только согласные, но и гласные звуки. Дефекты их носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.
Стойкое смягчение согласных, долгий путь к автоматизации звуков—всё это проявление дизартрии. А ведь 20-25 лет назад такого не было. В 80г.г. хх в. дизартрик был редкостью, а ребёнок, нуждающийся в логопедической помощи, не выговаривал 1-3 звука. Дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребёнка можно и нужно до 7 лет, потом может быть поздно.
Система коррекции дизартрии должна включать: коррекцию звукопроизношения, формирования звукового анализа и синтеза, дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику, лечебную физкультуру и логоритмику, физиотерапию, медикоментозное лечение.
О нарушениях тонуса языка и артикуляционного аппарата очень мало кто реально знает. В 1-й год жизни многие дети наблюдались у невролога, назначались медикоментозное лечение и массаж. Развитие ребёнка после 1 года жизни, как правило, мало волнует специалистов-врачей. Невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребёнок считается здоровым. При заполнении медкарты для Д/С практически все врачи (за исключением логопеда поликлиники) не обращают внимания на общую и мелкую моторику ребёнка, особенности его артикуляционного аппарата, звукопроизношение и общее речевое развитие.
Таким образом, мы очень часто имеем примеры замалчивания и игнорирования обследования детей. Лечение нарушений ВПД—речи брошено на самотёк. Дети стали другими: много детей ослабленных, вялых, гипервозбудимых. От всех чудес цивилизации страдают не только взрослые, но и дети. Сегодня до 80% новорождённых физиологически незрелые, свыше 86% имеют перинатальную патологию ЦНС. Воинствующее невежество часто готово обвинить логопедов в непрофессионализме, любых грехах.
ДИЗАРТРИЯ—это частичная неспособность артикулировать (обездвиженность органов артикуляции) —дети с параличами и частичными парезами языка, губ, мягкого нёба. Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некоторые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результате они не могут совершать необходимых речевых движений. Это заболевание называется дизартрией. Речь звучит неблагозвучно, неряшливо—«каша во рту». Скорость, сила и объём движений речевых органов ограничены (от того, какие именно области мозга оказались пострадавшими). Общий признак—неразборчивая речь. Ограничен в движениях основной орган артикуляции—-язык. Он становится неловким, при высовывании чаще отклоняется в сторону, затруднены движения других частей речевого аппарата—губы плохо выдвигаются вперёд, не растягиваются в улыбку. Движения губ и языка медленные, неточные, в неполном объёме, ограничены движения вверх, не сразу находит нужную позу для речевых органов, не может удержать позу без её изменений, затруднения в переключении артикуляционных органов с 1-го движения на другое, имеют место остаточные явления пареза (кончик языка влево) — мышцы недостаточно повинуются. При парезе голосовых связок страдает голос—-становится хриплым, напряжённым, или, наоборот, очень слабым, почти шёпотным. Добавляется изменение окраски речи—её мелодики—просодики (монотонна, интонационно невыразительна). Речевое дыхание недостаточно осуществляется. Из-за недостаточности иннервации речевого аппарата (снабжение нервной энергией) вследствие неполного паралича органов артикуляции (нет тонких, согласованных движений) с трудом поддаётся коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи. Речь становится нечёткой, замедленной, звуки—искажёнными, страдает выразительность : скандированность речи наблюдается. Мелкая моторика развита слабо. Более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Голос теряет силу, гибкость, речь приобретает носовой оттенок, речевое дыхание осуществляется неправильно. Много воздуха во время говорения уходит впустую, его не хватает до конца фразы. Могут проявляться нарушения темпа и ритма речи ( убыстрение, рваная речь с неожиданными выкриками, несколько замедленный темп речи) названное нарушение проявляется в разной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы ( органические нарушения цнс, проявляющиеся в форме лёгких парезов, изменениях тонуса мышц: моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы)
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях—массажиста, специалиста по ЛФК. Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. Спецификой работы является её сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикоментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. У детей с поражением ЦНС имеет значение предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде. При дизартрии наблюдается стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков. Звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. А в школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь. Дизартрия проявляется в разной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы: от лёгкой «смазанности» до полной невозможности речи. Комплексный органический характер артикуляционных и речевых нарушений у детей с дизартрией, отягощённость неврологической симптоматикой, нарушениями эмоционально-волевой сферы существенно снижают результативность подготовки этой категории детей к школьному обучению. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки длительное время не автоматизируются в самостоятельной речи ребёнка.