Можно ли давать ребенка в школу в шесть лет или лучше подождать до семи? Как проверить готовность к школе? Какие советы дают психологи?
Ваш малыш уже большой. Умеет читать, считать и даже писать. Значит, он готов к школе, хоть ему еще и не исполнилось семь лет?
По закону детей берут в первый класс, начиная с шести лет. Однако сами учителя стремятся брать семилеток, говоря, что в младшем возрасте ребенок не готов к школе как физически, так и психологически. Так ли это на самом деле?
Есть смысл оценить потребности малыша в познании нового, его интеллектуальный уровень. В норме дети хотят все знать, задают много вопросов, имеют свои суждения об окружающем мире. Некоторые даже считают дни до первого сентября, стремятся скорее попасть в школу.
Проверьте ребенка – на какое время хватает его внимания? Выполняет ли он только ваши задания или может придумать что-нибудь и сам? Всегда ли доводит начатое дело до конца? Таким образом нетрудно понять уровень учебной мотивации будущего первоклассника.
В семь или в шесть? Психологи говорят, что всего лишь один год имеет большое значение в развитии детей. Малыш в шесть и в семь лет – это два совершенно разных человека, с различными интересами, предпочтениями, навыками и умениями.
У шестилетки эмоции пока еще берут верх над разумом. Ему трудно долго сидеть на одном месте, он не всегда послушен, может плакать и капризничать. Понятно, что школа покажется ему кошмаром: взрослые заставляют делать непонятные и сложные задания, диктуют свою волю, да еще и приходится сидеть на уроках неподвижно.
В семь лет ребенок уже полностью готов к учебе. Он выполняет ваши поручения, понимает, что правила нужно соблюдать, признает авторитет взрослых, умеет добиваться поставленной цели. Причем идет до конца как в игре, так и в интеллектуальной деятельности.
Советы психолога.
— Не нужно стремиться воспитать вундеркинда. Лучше делать упор на развитии воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, находчивости.
— Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок уже имел опыт общения с ровесниками до школы. Если он не ходит в садик, чаще играйте с другими детьми на площадке, приглашайте их к себе в гости, посещайте развивающие центры, кружки и секции.
— Чаще разговаривайте с малышом, причем подходите к этому серьезно, без нелепых выражений и сюсюканья. Читайте вместе, обсуждайте сюжет, придумывайте свое окончание к известным сказкам.
— Работайте над режимом. Уже за месяц до первого сентября приучайте ребенка вставать и ложиться спать на час раньше обычного, обедать, гулять и заниматься в одно и то же время.
Проверяем готовность к школе.
Не лишним будет определить биологический возраст будущего первоклассника. Это легко сделать с помощью специальных тестов.
Филиппинский тест. Попросите кроху дотронуться правой рукой до левого уха, проведя ею над головой. В пятилетнем возрасте детям такое еще не по силам. Скачок в росте происходит не раньше шести-семи лет.
Еще одни вариант – умение переступать через ступеньку, поднимаясь по лестнице; прыгать на одной ножке.
Зубная мудрость. Если у ребенка еще не начали выпадать молочные зубы, значит, его биологический возраст отстает от паспортного. Лучше подождать еще год.
Проследите за своим малышом. Возможно, он начал что-то шептать про себя, «секретничать». Это говорит о развитии внутренней речи.
Проследите за тем, как малыш воспринимает школу. У многих первоклассников о ней слишком радужные представления. Красивый пенал, модный портфель, возможность найти новых друзей? Важнее, чтобы ребенок понимал, что такое урок, перемена, кто такой учитель и почему его нужно слушаться. Можно посещать подготовительные курсы, сходить в школу на экскурсию, пообщаться с теми детьми, кто уже стал учеником. Помните, что информация о школе снижает страх перед ней.
Проверьте самооценку вашего ребенка. Очень важно, как он сам воспринимает себя. Детям с завышенной самооценкой придется непросто: они будут получать замечания и плохие оценки. Конфликт с учителем в такой ситуации неизбежен. А малышам с заниженной самооценкой свойственна апатия, безразличие, уверенность в том, что ничего у них не получится. Поэтому так важно формировать у ребенка адекватную самооценку, тогда ему будет гораздо проще в новом коллективе.
Какие упражнения стоит включить в ежедневный комплекс, чтобы подготовить руку ребёнка к письму
Прежде всего, необходимо заняться укреплением всей мышечной системы ребенка. Вполне очевидно: если слабые мышцы в ручках, то и все остальные мышцы нуждаются в тренировке. Этим и займемся. Самое верное и доступное средство – выполнять ежедневно комплекс упражнений. Чтобы ребенок делал такую зарядку с удовольствием, придумайте каждому упражнению свое название.
Вращения руками (в плечах, локтевых суставах и запястьях).
Махи прямыми руками (вперед-назад).
Наклоны вперед, назад и в стороны.
Если есть гантели 0,5 кг, поднимать их через стороны до уровня плеча и плавно опускать (не касаясь бедра). Поднимать гантели вверх от плеча, разгибая руку в локте. Гантели можно заменить книгами.
Отжиматься от пола.
Заводить гимнастическую палку за спину, держа ее двумя прямыми руками.
Лежа на животе отрывать от пола прямые руки и ноги и так держать несколько секунд.
Лежа на животе «плыть», делая махи прямыми руками и ногами.
Упражнение «тачки»: водить ребенка за ноги по полу (малыш перебирает руками).
К гимнастической палке привязать веревку с небольшим грузом, вытянув вперед руки, накручивать груз на палку.
К этим упражнениям можете добавить другие, которые тренируют разные группы мышц. Начинайте с нескольких упражнений по 6-8 повторов. Если у ребенка хорошо получается, постепенно увеличивайте нагрузку.
Как можно укреплять мышцы рук?
Ежедневно гуляйте с ребенком на спортивной площадке. Пусть ребенок карабкается по лесенкам, болтается на канате, подтягивается на турнике (с вашей помощью) и так далее. Поощряйте все действия, где нужно работать руками и прилагать силу.
Научите ребенка пользоваться эспандером. Если такового не имеется, пусть малыш сжимает в руке резиновый мячик или игрушку. Можно выжимать воду из мочалки, пока не наберется целая миска воды.
Упражнения для улучшения координации рук.
Как можно чаще играйте с мячами. Учите ребенка бросать, ловить, отбивать мяч от пола. Бросайте мяч в мишень, попадайте в корзину и так далее. Начинать удобно с надувных мячей (их легко ловить), постепенно переходите на маленькие, массажные мячики.
Отдайте ребенка в спортивную секцию: как теннис, волейбол, баскетбол, возможно даже на танцы. Очень хорошо влияет на мышечный тонус посещение с ребенком бассейна. И, конечно же, плавание развивает силу и хорошую координацию рук.
Кроме укрепления мышц, для успешного освоения ребенком письменности нужно развивать мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики
Подготовка руки к письму. Постарайтесь ежедневно уделять 15 минут для занятия такой деятельностью:
Рисование. Рисуем красками, мелками, карандашами, пальцами, на разносе с манной крупой и так далее.
Аппликации. Обводим шаблоны, вырезаем детали, приклеиваем их к основе. В качестве материала используем цветную бумагу, ненужные журналы, ткань, сухие листья и тому подобное.
Лепка. Лепим из соленого теста, глины, пластилина, учимся разминать, отщипывать, вытягивать, раскатывать и так далее.
Складываем фигурки из бумаги или оригами. Начинайте с простых, знакомых вам с детства самолетиков и корабликов, если ребенку понравится, переходите к более сложным.
Как ребенок может развивать моторику самостоятельно:
складывать пазлы, крупные и мелкие;
играть с конструктором из любого материала;
делать фигурки из проволоки;
выкладывать картинки из мозаики;
работать со шнуровками (их можно изготовить самостоятельно из плотного картона при помощи дырокола);
сортировать пуговицы (или фасоль и горох) по разным мисочкам;
нанизывать на нитку пуговицы, крупные бусины, макароны;
застегивать/расстегивать пуговицы.
Развитие точности движений при письме
обводить трафареты и шаблоны;
чертить линии и фигуры под линейку;
раскрашивать, штриховать, обводить рисунки по пунктиру;
соединять точки, пронумерованные по порядку;
учиться проводить ровные линии через весь лист.
Когда рука немного натренирована, стоит поработать над умением ребенка концентрировать внимание на деталях. Этот навык очень важен при списывании. Ведь ребенок, глядя на рисунок, не привык разделять его на детали.
Развитие внимания ребенка к деталям
Игра «Повторялки». Вы рисуете рисунок, добавляя деталь за деталью, а ребенок на своем листе повторяет за вами. Можно меняться ролями.
Рисуем животных поэтапно. Если у вас нет таких книжек, рисуйте животное по частям, позволяя ребенку делать те же действия у себя в альбоме.
Игра «Что пропало?». Нарисуйте картинку на листе простым карандашом. За один раз вытирайте ластиком одну деталь – ребенок должен заметить, что пропало.
Ориентация на листе
Подготовка руки к письму. Предлагаю список заданий, которые помогут ориентироваться на листе.
Осваиваем клетки. Обводим клетки, учимся отступать одну, две или три клетки. Рисуем по клеткам простые узоры и фигуры.
Осваиваем линии. Закрашиваем в тетради «в косую» только рабочую линию. Рисуем в этой линии «волну», овалы, палочки. Учимся не выходить за линию.
«Знакомимся» с полями. Расскажите ребёнку, что за линию полей буквы или цифры не должны забегать, – там живет мышка, которая их может съесть. Так ребенок быстро поймет, что от него требуется.
Игра «Где живет колобок». Попросите ребенка «скатать» из бумаги или пластилина колобка. Говорите ребенку фразы типа «Колобок живет в правом верхнем углу листа» или «Колобок живет посреди листа» и подобные, а задача ребенка положить колобка в правильное место.
Если вы ежедневно будете уделять 15-30 минут подготовке к письму руки ребенка (чередуя перечисленные в статье задания и виды деятельности), ваш первоклассник с гордостью покажет вам свои первые прописи.