Страничка учителя-дефектолога

***
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
Звук Ж
Звук З
Звук Л
Звук Р
Звук С
Звук Ц
Звук Ч
Звук Ш
***
Учитель-дефектолог: Челно Кристина Владимировна
График работы пункта коррекционно-педагогической помощи
Понедельник-пятница  12.50 — 16.50

График проведения консультаций учителя-дефектолога  в 2024-2025 учебном году

Педагогическое кредо: 
«Надо трудное сделать легким, легкое — привычным, привычное — красивым, красивое – прекрасным» 
(К.С. Станиславский).

Чем занимается школьный учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи?

Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть учитель-дефектолог, вы делаете большую ошибку.
Пункт коррекционно-педагогической помощи в школе занимается главным образом, профилактикой и исправлением недостатков письменной речи и чтения (дисграфией и дислексией).
Дети, занимавшиеся с логопедом в дошкольный период, должны быть под особым присмотром у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей в первую очередь могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите вашему учителю, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Нам легко представить, что будет со зданием, в фундаменте которого есть какие-то пустоты или нарушения конструкции. На базе правильной речи формируется вся дальнейшая учебная деятельность.
Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. (В последнее время увеличилось количество детей, приходящих в первый класс с недостатками звукопроизношения. Этим объясняется особое внимание к данному вопросу.)
С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП(пункта коррекционно-педагогической помощи) проводится предварительное обследование детей, поступивших в первый класс.

Детям предлагаются различные задания:

  • повторение за педагогом,
  • ответ по аналогии,
  • исправление ошибок,
  • подбор верного ответа,
  • называние и систематизация картинок,
  • составление словосочетаний и предложений,
  • описание сюжетных картинок,
  • игровые задания на словообразование,
  • пересказ,
  • анализ на слух и др.

По результатам обследования на коррекционные занятия в ПКПП приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи и т.д.

В зависимости от характера нарушения в ПКПП могут быть сформированы группы для обучающихся:

  • с нарушениями речи;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Основной целью занятий является профилактика нарушений письма и чтения.

Занятия рассчитаны на 1-2 года, проводятся два-три раза в неделю по 30-45 минут. Необходимость во втором годе обучения определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

Советы родителям:

От родителей требуется:

  • создать условия для регулярного посещения занятий;
  • интересоваться темами, пройденными на занятии;
  • помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.

Не все группы предполагают наличие домашнего задания. Обязательно оно при постановке звуков. В группе «Профилактика дисграфии» методика не предусматривает домашнего задания. Так как любая письменная работа ученика является закреплением навыков, получаемых на коррекционном занятии. В данном случае родителям важно получить у учителя-дефектолога советы и рекомендации.

Артикуляционная гимнастика:

 Как подготовить руку дошкольника к письму

 Что такое дисграфия

Нейробика: что это такое и зачем она нужна. Упражнения, которые удивят ваш мозг

Где я припарковал машину? Где я видел этого человека и как его зовут? Время от времени у многих начинают возникать такие провалы в памяти. Для того, чтобы они случались как можно реже, нужно заняться прокачкой мозгов. Как развивать внимательность, концентрацию и память?
Нейробика – особая форма умственных упражнений, кросс-фит для мозга, который обостряет вашу способность сосредотачиваться и концентрироваться, улучшает память и поднимает настроение.
Часто бывает, что какие-то совершенно будничные детские воспоминания непроизвольно возникают в голове, как только мы чувствуем определенный запах. Если наш мозг обладает способностью вспоминать даже то, что было десятки лет назад, не должно быть никаких преград, по которым он не сможет сделать то же самое с событиями, произошедшими несколько часов или дней назад. Но, чтобы работать как можно лучше, мозг должен практиковаться и совершенствоваться. Смысл в том, чтобы стимулировать мозг с помощью 5 органов чувств. Возьмем, к примеру, клубнику. Если мы просто посмотрим на нее, то простимулируем только зрительную часть мозга. Но если клубнику потрогать, понюхать, попробовать на вкус, услышать, как наши зубы впиваются в ее хрустящую текстуру (это уже другая история про ASMR – автономную сенсорную меридиональную реакцию) – и вуаля, ваш мозг во всех подробностях представил ягоду, а во рту уже почувствовался ее вкус. Нейробные упражнения предполагают нарушение вашего привычного распорядка. Когда мы делаем что-то рутинное, на автомате, мозг как будто засыпает. Бывает, приехали вы на работу, припарковали машину на знакомой улице, а потом не можете вспомнить, где именно она стоит. Это пример того, как мозг комфортно себя чувствует в рутинных ситуациях. Но если вы нарушите распорядок, ему придется включиться и напрячься.

15 упражнений для развития мозга

  1. Принимайте душ или одевайтесь с закрытыми глазами.
  2. Нюхайте разные специи по утрам до того, как взяться за кружку кофе.
  3. Чистите зубы другой рукой – если вы правша, то левой, если левша – берите щетку в
    правую.
  4. Меняйте маршруты – выбирайте новые пути до работы, дома или любимого кафе.
  5. Переставьте все на своем рабочем столе в зеркальном порядке.
  6. Поменяйтесь обедами с коллегами по работе – можно просто сделать заказ друг за
    друга, и не рассказывать, что вы взяли.
  7. В магазинах начинайте «обход» с противоположной стороны – обычно все движутся
    справа налево, а вы идите в противоположную сторону.
  8. Заведите новое хобби или запишитесь на курсы.
  9. Хотя бы раз в месяц пробуйте новую кухню или блюдо.
  10. Пользуйтесь палочками для суши, когда едите не азиатскую еду.
  11. Попробуйте научиться читать шрифт Брайля, хотя бы пару слов. Или отличать монеты
    по номиналу на ощупь.
  12. Носите часы на противоположном запястье в течение месяца.
  13. Повесьте вверх ногами картины в вашем доме, чтобы ваш мозг увидел их в новом
    контексте. Пары дней будет достаточно.
  14. Послушайте радио или аудиокнигу на незнакомом языке и попробуйте повторить
    несколько фраз вслух.
  15. Выучите скороговорки и устройте соревнование с друзьями, кто чище их произнесет.

Аэробика для мозга
Нейробика — это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность мозга к различным видам работы в любом возрасте. Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга, точнее для нейронов. Мозгу необходима такая зарядка для поддержания высокой работоспособности.
Восстановить нейронные сети
Разработал нейробику профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США). В 1998 году группа американских ученых в ходе экспериментов впервые продемонстрировала, что у взрослых людей могут появляться новые нервные клетки. Исследователи установили, что причиной снижения умственных способностей с возрастом является не отмирание нейронов. Они уменьшаются по причине истощения дендритов, то есть отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от одних нейронов к другим. Если дендриты периодически не стимулировать, то они атрофируются и теряют способность проводить нервные импульсы. До 1998 года считалось, что новые дендриты вырастают только у детей. Однако исследования ученых доказали, что такое возможно и у взрослых людей. Ряд экспериментов установил – нейронные сети, имеющиеся внутри
взрослого человеческого мозга, способны меняться в течение всей жизни.  Находки ученых стали основой для новой теории головного мозга и разработки нейробики . Основным отличием данной методики от других можно назвать то, что упражнения нейробики нацелены на широкое использование всех пяти чувств человека. Причем, используются они необычным образом и в
максимально непривычных комбинациях. Это помогает мозгу создавать множество новых ассоциативных связей между различными видами информации. Когда ощущения человека комбинируются в необычных сочетаниях, его мозг начинает вырабатывать нейротропин. Это вещество и приводит к росту новых нервных клеток. При этом число дендритов возрастает почти в два раза.
Не дать мозгу засохнуть
Привычка иссушает мозг. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления. Нейробика изменяет привычный стиль жизни, обогащая ее новыми впечатлениями, дает возможность обладать здравым умом и твердой памятью на протяжении долгих лет. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные, которые задействуют один, а лучше несколько органов чувств, то есть выполнять обычные действия нестандартным способом.

Помните!
Самые важные и близкие люди в жизни каждого ребёнка —
это его родители. 
Будьте внимательны к малышу.

А мы вам с радостью поможем.

Письмо от руки: эффективная тренировка для мозга взрослых и детей

Описание: Линда Евангелиста Peter Lindbergh

В наше время из-за смартфонов, компьютеров и других гаджетов лист бумаги и ручка отодвинуты на второй план. Век технологий, что тут скажешь! Благодаря автомобилям мы стали быстрее, благодаря микроволновым печам ужин готовится за минуту, а смартфон — это вообще палочка-выручалочка в сегодняшнем мире. Однако не стоит сбрасывать с «парохода современности» всё, что  изжило себя и не поспевает за современными скоростями. Возьмём, например, письмо от руки. Удивительно, но этот древнейший способ передачи и сохранения информации по-прежнему необходим человеку. Он тренирует мозг, укрепляет здоровье, развивает творчество. Детям он помогает лучше учиться и легче усваивать материал, а в старшем возрасте является профилактикой возрастных болезней. Давайте разберёмся, как это работает.

Как это было в Древнем Китае

В прошлые времена человек, умеющий читать и писать, почитался очень умным. И вовсе не потому, что таких людей было мало, и они  обладали чуть ли не сакральными знаниями. Нет, дело здесь в другом. Заглянем в Древний Китай. Все чиновники, желающие получить важный государственный пост, должны были пройти кэцзюй. Кэцзюй — серьёзное и весьма трудное испытание. Одним из его этапов является выполнение заданий по трём дисциплинам: арифметике, стихосложению и каллиграфии. Каллиграфии! Зачем она высокопоставленному чиновнику, каждое слово которого будет  записываться многочисленными писцами? Разве нужно самому чиновнику умение красиво писать? Оказывается, нужно. В Поднебесной тогда считали, что если человек отточил навык своего письма до совершенства, он обладает определённым набором качеств. К ним относились терпение, ответственность, уважение к другим. Разумеется, ведь всем приятно читать красивый и понятный текст, а не каракули. Также этот человек имеет хорошее здоровье: древнекитайские медики были убеждены во взаимосвязи между выполнением мелкомоторной работы руками и функционированием мозга. А у обладателя здорового мозга должен быть здоровый дух. Получается, что человек, пишущий часто и красиво, защищает свой мозг от болезней старости. Так, прохождение кэцзюй позволяло государству получать опытного чиновника на долгие годы.

Как это было в Древней Руси

В Древней Руси письму от руки тоже уделялось особое внимание. Историки в один голос утверждают, что письменность на Руси — явление давнее. Оно появилось задолго до христианства и славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Этот факт доказывают не только берестяные грамоты, дошедшие до нас. Существуют многочисленные вещественные исторические источники с надписями на них: деревянные прялки, кухонная утварь, гребни, ремесленные изделия, оружие, посуда. Можно предположить, что грамотность была доступна не только высшим слоям населения, но и ремесленникам, мастеровым и даже крестьянам. И учились наши предки писать не для того, чтобы прослыть грамотными. Они верили, что письмо и чтение развивают ум, усердие, стойкость, делают руку крепкой, а мозг — пытливым. Кто письмом занимается до старости, к тому не подступятся «болезни трясучие и хвори, ум и сердце терзающие». Чем не современный рецепт здоровья?

А что сейчас?

Сейчас каллиграфия — уже почти забытое явление. Письмо от руки используется всё реже. Бумажные послания мы не отправляем, поздравительных открыток в почтовых ящиках не находим, сладко-томительного ощущения от полученных вестей на тетрадном листе не испытываем. На смену этому пришли короткие смс с типизированным текстом, а то и вовсе заезженные картинки с тремя белыми розами и надписью: «С Днём Рождения!». Кто не получал под Новый год, на 8 Марта  десятки одинаковых смс от разных людей? Не удивительно, что шариковая ручка с каждым годом теряет свою популярность. В 2012 году в Англии почтовой компанией Docmail был проведён опрос, чтобы узнать, когда в последний раз взрослый человек делал записи от руки. Результаты были неутешительны: средний показатель составил 41 день. В 2020 году в России тоже был проведён подобный опрос. Около 70% опрошенных признались, что в последнее время всё реже пишут от руки, а качество их почерка заметно ухудшилось. Вспомните, а когда вы в последний раз пользовались шариковой ручкой?